ПОНЯТИЕ «ИНТЕРЕС»: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

БЕЛЯЕВА ИРИНА СЕРГЕВНА

Студент 5 курса, группа ПЗМ-118, факультет педагогического и художественного образования

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

Доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г.о. Саранск, Россия, lantratovairina@mail.ru

 

Ключевые слова: интерес, структура, компоненты, познавательный интерес

Аннотация: В работе рассматривается понятие «интерес», его структура; освещается категория «познавательный интерес»

 

THE CONCEPT OF «INTEREST»: ESSENCE AND CONTENT

BELYEAVA IRINA SERGEEVNA

5th year student (PSM-118 group) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education

«Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

 

Keywords: interest, structure, components, cognitive interest

Abstract: The paper considers the concept of «interest», its structure; the category of «cognitive interest» is highlighted

 

На сегодняшний день одной из актуальных проблем школы является формирование познавательного интереса, активности и самостоятельности учащихся. До сих пор распространено заблуждение, что процесс обучения без принуждения невозможен. Однако, вызвать интерес к учению можно в таком процессе обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы в расположении к учению, в стремлении развивать интерес к обучению. Обратимся  к понятию «интерес», его трактовке в научной литературе.

Общая теория интереса, разрабатываемая отечественными психологами-исследователями (Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. С точки зрения ученых понятие «интерес» не абстрактно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни [2].

С. Л. Рубинштейн  утверждал, что интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [7].

Отечественный психолог Б. И. Додонов определяет интерес, как особую психологическую потребность личности в определённых предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей [4].

По мнению Г. С. Абрамовой, интерес – это «специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности» [1]

В. Б. Бондаревский формулирует такую ступень развития интереса, как занимательность изложения. Она пробуждает любопытство, любознательность и рождающийся интерес к предмету, который приводит к потребности в знаниях [3].

На основании вышеизложенного, можно заключить, что под категорией «интерес» следует понимать потребность в постижении сущности объекта, по индивидуальным мотивам являющимся привлекательным для личности, а также активное стремление к нему, пробуждающее деятельность индивидуума и впоследствии обогащающим его развитие.

В исследованиях категории «интерес» ученые выделяют его познавательный вид. Так, С. Л. Рубинштейн установил, что имеется плотная взаимосвязь интереса со знаниями: последние являются фундаментом познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса непременно ведет к обогащению знаний [7].

Основателем научного подхода к проблеме познавательного интереса считается Я. А. Коменский, который писал в «Великой дидактике», что «… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность». Он рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считая интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Великий дидакт соединил решение этой проблемы с процессом воспитания и обучения, личностью педагога и всевозможной поддержкой родителями его авторитетности в глазах детей [5].

Л. И. Божович, в своих исследованиях классифицирует познавательный интерес. Она выделяет три группы познавательного интереса:

  1. Ситуативный — эпизодическое переживание.
  2. Устойчивый, активный интерес — эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.
  3. Личностный интерес — направленность личности [8]

Г. И. Щукина определяет, что интерес к познанию — это отражение уровня активности личности, которое связано со всеми психическими процессами человека и занимает главное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому [6].

Опираясь на вышеизложенное определим  структуру интереса, которая включает, следующие компоненты:

  1. Интеллектуальный компонент — непосредственно сами знания. Выражается в нацеленности на познание объекта, стремлении познать его содержание. Объектом познания в рамках данного исследования выступает музыка русских композиторов.
  2. Эмоциональный компонент — проявляется в непосредственном эмоциональном отношении (положительном, отрицательном либо нейтральном) человека к объекту познания.
  3. Деятельностный компонент — раскрывается в готовности к самим действиям, применении усилий для достижения той или иной поставленной цели, отражает прочность интереса к объекту. В музыкальной сфере проявляется в желании разучивать произведения, исполнять их, слушать, анализировать, сравнивать и др.

Как видим, интерес является значимой составной частью процесса обучения и решающим фактором в усвоении знаний. Интерес – это мотивирующая сила в процессе обучения, вмещающая в себя интеллектуальное содержание, опирающееся на эмоциональную сторону человека и пробуждающая к действиям, направленным на познание объекта, а также развитие личности.

Список использованных источников

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академия «Раритет», 2007. — 702 с., с.43
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. и со вступ. ст. Д. И. Фелбдштейна. — М.: Инст-т практ. психологии, 2003. – 351 с., с. 135 — 150
  3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям.- Горький.:Приокское книжное издательство, 1968. — 456 с., с. 178 — 201
  4. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с., с. 207
  5. Коменский,Я. А. Великая Дидактика. – М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. – 320 с., с. 211
  6. Лежнёв, В. Т. Учение о потребности в современной психологии. — М., 1939. — 168 с., с.56
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с., с. 432
  8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с., с. 96

Добавить комментарий