ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

СОКОЛ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

студент 5 курса (группа ПЗМ-118) факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный руководитель: Кобозева Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор

 Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и способы формирования потребности детей к ценностям музыкальной культуры средствами театральной педагогики.

Ключевые слова: музыкальная культура, потребность, театральная педагогика, театр, образовательный процесс, эстетическое восприятие.

FORMATION OF CHILDREN’S NEEDS FOR THE VALUES OF MUSICAL CULTURE BY MEANS OF THEATRICAL PEDAGOGY

 SOKOL SVETLANA ANATOLEVNA

5th year student (PSM-118 group) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Scientific adviser:Kobozeva Inna Sergeevna, doctor of pedagogical sciences, professor

            Abstract: the article discusses the problems and ways of forming children’s needs for the values of musical culture by means of theatrical pedagogy.

             Key words: musical culture, need, theater pedagogy, theater, educational process, aesthetic perception.

 

Музыкальные культура представляет собой сложную и многогранную систему. Она включает в себя знания о музыке, музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений; музыкальные умения, умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений; музыкальные навыки, навыки игры на инструментах, чтение нот с листа [1, с. 43].

Обучение музыке необходимо сопровождать формированию потребности в ней, чтобы музыкальная культура стала частью личности, возникла в любовь к музыке, склонность к ее изучению. Такое может возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать художественные образцы музыкального искусства, понимать и проживать музыкальные образы в непосредственной творческой деятельности, чувствовать содержание музыки.

Ценность музыкальной культуры состоит в том, что музыка участвует в становлении человеческой личности, оказывает влияние на развитие, вкус, социализацию человека. Через звуки музыки происходит передача ощущений, образов, эмоций, поэтому музыка способна отражать окружающую действительность, события прошлого и настоящего. Также, она способна стимулировать человека к действию, улучшать его деятельность. Однако, сама главная ценность состоит в том, что музыка дарит эмоции, приносит радость и наполняет жизнь человека духовным содержанием.

В самом широком смысле формирование потребностей в ценностях музыкальной культуры – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений в соответствии с тем, что хочет донести до человека музыкальная культура.

Ряд ученных утверждает [2], [3], [4], [5], что формирование потребностей возможно путем приобщения человека к миру человеческой культуры, ее предметной и духовной составляющей. С малых лет вовлечения человека в деятельность, связанной с изучением, познанием, осознанием этой составляющей, несомненно найдет отражение в формирующейся личности и будет иметь устойчивую значимость в этом для человека.

Таким образом, формирование потребностей к ценностям музыки происходит путем формирования у ребенка знаний о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, истории создания музыкальных сочинений, их значение; формировании у него навыков игры на инструментах; раскрытию способности воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений, то есть необходимо направить его деятельность на освоение музыкальной культуры.

Поиск условий вовлечения ребенка в деятельность, воплощающей различные виды искусств, музыку различных жанров и музыкальных направлений, знаний о музыке, композиторах ее написавших, приводит к мысли об уникальных возможностях театра, особенно его музыкальной формы.

Музыкальная форма театральной деятельности обеспечивает интеграцию разных видов деятельности: литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора вида деятельности, выбора себя в искусстве. В свою очередь синтез искусств может оказать влияние на умение ребенка ориентироваться в пространстве различных форм культурной, художественной деятельности, создавая основу для культурного самоопределения [6, с. 68].

Таким образом, музыкально-театральная форма воплощает в себя полный спектр разнообразных видов художественной деятельности. Благодаря такому воплощению использование элементов театральной педагогики в музыкальном образовательном процессе способно передать всю палитру музыкальной культуры в понятном для детей виде.

В сфере музыкального образования применение элементов театральной педагогики обозначены в трудах таких авторов, как Пилипенко Л.Л. «Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра», Нестерова И.Б. «Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии», Соколова-Набойченко О.Н. «Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя», А. Г. Генина «Формирование музыкальной культуры у детей и подростков средствами музыкального театра», Александрова Е. В. «Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников (в процессе постановки детской оперы».

Вовлечение детей в музыкально-театральную деятельность значительно повышает эффективность процесса музыкального воспитания. При этом в педагогическом воздействии такой деятельности на ребенка важную роль играют следующие факторы:

  1. Возрастная направленность репертуара должна соответствовать уровню эмоционального и интеллектуального развития детей.
  2. Регулярность осуществления музыкально-театральной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Успешная реализация задачи развития потребности детей к ценностям музыкальной культуры средствами театральной педагогики напрямую зависит от конкретных педагогических условий, предполагающих освоение содержания музыкальной деятельности детей на основе применения элементов театрализации. Такими педагогическими условиями являются:

  1. Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей развитие творческих способностей детей. Важно расположение учащихся относительно преподавателя. Наличие зеркала для индивидуальных упражнений.
  2. Отсутствие применения профессиональных критериев для оценивания творчества ребенка. Разрешается поправлять, но без выставления строгих оценок.
  3. Взаимодействие преподавателя и учащихся на основе диалога; применение принципа сотрудничества.
  4. Применение различных речевых упражнений, способствующих развитию артикуляции, дыханию, логики речи; упражнений по актерскому мастерству.
  5. Включение учащихся в различные виды музыкально-театральной деятельности; разнообразие форм уроков.
  6. Взаимосвязь уроков с внеурочной деятельностью учащихся; посещение концертных залов, музыкальных спектаклей.
  7. Домашние задания творческого характера (поиск в окружении новых предметов, придумать историю человека по его внешнему виду).

На практике театральное искусство при наличии соответствующих условий имеет широкий диапазон применения как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Примерами привнесение элементов театральной деятельности на уроках музыки являются: театрализация музыкального произведения, моделирование элементов музыки движениями, метод пластических этюдов.

Так, театрализация музыкального произведения позволяет наглядного проиллюстрировать музыкальное содержание художественного произведения на сцене. Ее основой является визуальная составляющая. Привнесение данного элемента в образовательный процесс позволяет детям сопоставлять слуховые образы со зрительными.

Театрализация может проявляться в виде: постановки сценок на сюжеты басен; проигрывания фрагментов из музыкальных произведений; зримой песни; реконструкций исторических ситуаций; визуализации музыкальных форм; ролевых костюмированных инсценировок по сюжетам опер и балетов; различных карнавалов, тематических балов, праздничных парадов.

Театральный этюд помогает запомнить специфику игры на инструменте и связать ее с отдельными тембровыми особенностями и конкретным музыкальным фрагментом. Например, изображение игры на балалайке при звучащей русской народной песне «Ай, все кумушки, домой» помогает связать характерный тембр балалайки со стилевыми особенностями русских народных песен и развить тембровый слух [7, с. 4].

Таким образом можно сделать вывод, существует множество элементов театральной деятельности, которые применимы на практике на уроках музыки или внеурочной деятельности. В своем органическом синтезе всех видов и жанров искусства, музыкально-театральная деятельность способствует расширению представления детей о музыкальной культуре, об искусстве и о тех ценностях, которые ими доносятся до человека.

Использование различных методов преподавания с применениями элементов театральных технологий, позволит целостно задействовать учащегося в музыкальной деятельности с одновременным вовлечением его сознания, чувств, что в комплексе поможет сформировать устойчивую потребность к музыке.

 

Список использованных источников

 

  1. Панферова, Е.М. Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся / Е. М. Панферова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2019. – № 1 (21). – С. 43-46. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3832/ (дата обращения: 06.11.2022).
  2. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 161 с. – Текст : непосредственный.
  3. Петровский, А. В. Общая психология // Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. С 105-107.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2002. – 720 с. – Текст : непосредственный.
  5. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. – 40 с. – Текст : непосредственный.
  6. Нестерова, И.Б. «Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии»
  7. Резник, М. А., Театральные технологии на уроке музыки // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Сборник научных трудов. Том 15. Санкт-Петербург, 2020. – Текст: электронный. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44655333.

Добавить комментарий