РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУЗИНА АЛИСА СЕРГЕЕВНА

студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, alisakuzina56003@gmai.com

 

КОЗЛОВА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА

кандидат исторических наук, доцент

кафедра художественного и музыкального образования,

Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, toma__68@mail.ru

 

Ключевые слова: музыкальная грамота, вокальное-хоровое воспитание, младшие школьники.

Аннотация: В статье рассматривается роль музыкальной грамоты в вокально-хоровом воспитании младших школьников.

 

THE ROLE OF MUSICAL LITERATURE IN THE VOCAL AND CHORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

 

KUZINA ALISA SERGEEVNA

2th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, alisakuzina56003@gmai.com

 

KOZLOVA TAMARA ALEKSEEVNA

candidate of Historical Science, Docent,

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, toma__68@mail.ru

 

Key words: musical literacy, vocal and choral education, younger students.

Abstract: The article discusses the role of musical literacy in the vocal and choral education of younger students.

 

На современном этапе хормейстерская подготовка учителя музыки становится особенно важной, так как во внеклассной работе, играющей большую роль в школьном воспитательном процессе, он, в первую очередь, имеет дело именно с хоровым пением.

Хормейстеру школьного хора, который должен доступно донести до учащихся основы теории музыки, необходимо знать особенности музыкальной речи, способы развития музыкального слуха, развития чувства ритма у детей, владеть основами воспитания певческого голоса в процессе обучения музыкальной грамоте.

Вопросам вокального воспитания учащихся, наряду с музыкальной грамотой, уделяется большое место в методических пособиях по пению (А. Рожнов, А. Карасев, А. Л. Маслов и др.). Авторы стремятся к одновременности работы над музыкальной грамотой и развитием голоса. Так, А. Рожнов, говоря об упражнениях для пения по нотам, специально останавливался на качестве певческого звука при их исполнении. Он указывал, что эти упражнения «надобно петь стоя и голову держать прямо, чтобы звук не был сжимаем горлом. Рот растворять так, чтобы не были сжаты зубы и не сближены губы, вдыхать воздух быстро, а выдыхать медленно. Язык во рту не поднимать и вообще не делать никаких телодвижений и гримас» [3, с. 22]. Далее он подчеркивал необходимость точного интонирования каждого звука, предостерегая учащихся от «подъездов» к интонируемым звукам. «Переходить голосом с одной ноты на другую надобно чисто, чтобы не волочить звука, и чтобы слышны были только две ноты: нижняя и та, на которую голос перейдет» [3, с. 23]. Для того чтобы выработать естественный, красивый звук, Рожнов рекомендовал при исполнении гамм петь их не только с названием звуков. Но и вокализируя на гласную а, так как при исполнении этой гласной «положение рта есть самое натуральное» [3, с. 22].

Отчетливо отражается стремление к органическому объединению обучения по нотам с вокальной работой в разработанной книге «Методика пения» А. Карасева. На протяжении всего обучения автор старался в своих упражнениях совместить задания для пения по нотам с вокальными заданиями. Так, на втором уроке, например, ученики знакомятся со звуком ре и «тянут» в данной ноте гласную А 4, 6, 8, 10 ударов. Подобные упражнения, – указывал Карасев, – помимо знакомства с высотой нот развивают голос и приучают к правильному дыханию [1, с. 108]. Эти упражнения свидетельствуют о положительной попытке автора увязать два элемента в одно целое.

Вокальному удобству упражнений удовлетворительное разрешение нашел А. Л. Маслов. «Развитие детского голоса, – писал он, – мы обычно ведем сначала в пределах верхнего тетрахорда или пентахорда (соль, ля, си, до (ре)), а затем уже в пределах нижнего тетрахорда» [2, с. 59]. Путь, намеченный Масловым, является в своей основе правильным.

А. Л. Маслов рекомендовал упражнения преимущественно в нисходящем движении, сопровождая их практически проверенными им доводами: «Двигаясь сверху вниз, детские голоса скорее становятся на естественные и красивые звуки. Наоборот, переходя от низких нот к верхним, труднее бывает отучить детей от крикливых и резких звуков» [2, с. 58].

Педагогами неоднократно подчеркивалось необходимость осуществления тесной взаимосвязи между обучением пению по нотам и вокальным воспитанием детей. «Иногда, – отмечает Н. Шереметьева, – дети, поющие хорошим звонким голосом, вдруг как бы утрачивают его, когда приходится пропеть что-либо по нотам. У них появляется деревянный скрипучий» тембр или обедненный пустой звук. Они не поют, а нащупывают голосом ноту за нотой» [4, с. 66]. Намечая пути к исправлению такого положения, автор указывает, что «прохождение любого нового материала по сольфеджио должно быть подготовлено предварительным вокальным освоением элементов этого материала» [4, с. 66]. Кроме того, Н. Шереметьева, как и другие педагоги, рекомендует на начальных этапах обучения давать учащимся преимущественно в нисходящем движении, так как они «лучше обеспечивают естественную подачу звука» [5, с. 3].

Таким образом, можно отметить, что музыкальная педагогика указывает на необходимость тесной связи обучения по нотам с вокальным воспитанием детей, которая практически выражается в том, что во время пения по нотам педагог следить за певческой установкой учащихся, дыханием, качеством звука. Большое внимание уделяется вокализированию упражнений для пения по нотам.

Список использованных источников

  1. 1. Карасев, А. А. Методика пения / А. А. Карасев. – М., 1902. – 123 с.
  2. Маслов, А. Л. Методика пения в начальной школе / А. Л. Маслов. – М., 1913. – 76 с.
  3. Рожнов, А. Нотная азбука для певческих хоров / А. Рожнов. – СПб., 1886. – 96 с.
  4. Шереметьева, Н. Основные вопросы методики начального обучения хоровой нотной грамоте / Н. Шереметьева. – М., 1949. – 143 с.
  5. Шереметьева, Н. Сольфеджио для 1–2 классов начальной школы / Н. Шереметьева. – Л.-М., 1049. – 57 с.

Добавить комментарий