ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК 373.3(045)

ББК 74.200

БОГДАНОВА КРИСТИНА ВЛАДИМИРОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, krisbogdanova98@yandex.ru

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыка, представления о музыке, начальная школа, учащиеся начальных классов.

АННОТАЦИЯ. В статье представлено обобщение теоретического материала, посвященного проблеме первоначальных представлений о музыке у учащихся начальных классов. Авторы статьи считают, что первоначальные представления о музыке связаны со способностью слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных произведений и музыкальных образов. Эмоционально-эстетическая рефлексия и художественная эмпатия учащихся на музыкальные произведения обеспечивают музыкально-эстетическое развитие личности: формируют навыки слушания, способность понимания музыкальной идеи, авторского замысла, музыкальной концепции, вырабатывают умения участвовать в обсуждении музыкальных явлений искусства.

THE CHALLENGE OF FORMING INITIAL NOTIONS OF MUSIC IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

 BOGDANOVA KRISTINA

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia krisbogdanova98@yandex.ru

PARSHINA LARISA

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, l.g.parshina@yandex.ru

 

KEYWORDS: music, ideas about music, elementary school, primary school students.

ANNOTATION. The article provides a generalization of theoretical material on the problem of initial ideas about music in primary school students. The authors of the article believe that the initial ideas about music are related to the ability to hear and emotionally experience the content of musical works and musical images. Emotional-aesthetic reflection and artistic empathy of students for musical works ensure the musical-aesthetic development of the personality: they form the listening skills, the ability to understand the musical idea, the author’s idea, the musical concept, develop the ability to participate in the discussion of musical phenomena of art.

 

Музыка в современном мире – это огромный пласт культуры, изобилующий различными направлениями, жанрами, стилями. Учащиеся начальных классов подвержены влиянию современной китч-культуры. Разобраться детям в особенностях музыкального искусства, его привлекательных, образовательных и воспитательных возможностях – основная задача педагогов-музыкантов и учителей начальных классов. Именно в начальной школе формируются первоначальные представления о музыке как искусстве. На уроках музыки происходит приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, расширяется их музыкальная эрудиция и кругозор, воспитывается потребность в общении с классической музыкой, происходит воспитание потребности в музыкальном творчестве, формируется эстетический вкус и чувственный отклик на выраженные в музыке эмоции, чувства, мысли.

Вопросы формирования первоначальных представлениях о музыке у учащихся начальных классов находятся в поле зрения выдающихся педагогов-исследователей, среди которых О. А. Апраксина, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая и др.

Основным аспектом музыкального образования в современных психолого-педагогических исследованиях (А. Г. Каузова, А. Н. Николаева, Г. С. Тарасов, Г.М. Цыпин и др.) является музыкальное развитие учащихся, которое подразумевает развитие музыкальных способностей детей и становления эстетически образованной личности.

Для более полного погружения в проблему исследования остановимся на дефиниции таких понятий, как «представления о музыке», «первоначальные представления о музыке», обратившись к научным исследованиям психологов, педагогов, социологов и культурологов.

«Представление» в философской и психологической литературе определяется как процесс воспроизведения образа предмета или явления, который не воспринимается, а воссоздаётся на основе предыдущего опыта. Т. е. под представлением понимается воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Это могут быть наглядные образы предметов, сцен и событий, которые возникают при припоминании или продуктивного воображения. Представление также связывают с чувственным образом предметов, который дается сознанию и при этом сопровождается чувством отсутствия того, что представляется.

Представление связано с воображением, восприятием и мышлением.

Воображение составляет основу творчества (научного, художественного, музыкального). Восприятие соприкасается с образами, возникающими в процессе восприятия, при первичном чувственном отражении действительности). А для мышления характерна высокая степень абстрактности, где могут иметь не конкретизированные черты.

Чтобы раскрыть понятие «представление о музыке», необходимо определить термин «музыка» и ее роль в воспитании детей. Музыка определяется как вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Также музыкой считают музыкальные произведения или совокупность произведений музыкального искусства, воздействующих на слуховое восприятие человека.

Функция музыки в жизни человека многогранна. Музыка позволяет человеку расслабиться, привести душевное состояние в равновесие, развлечься, получить определенную пищу для умственной деятельности.

В. Н. Холопова видит роль музыки в таких функциях, как эстетическая, познавательно-просветительская, коммуникативная, отражения действительности, этическая, каноническая, эвристическая, общественно-преобразующая, арттерапевтическая.

Представление о музыке связано с музыкальным восприятием – способностью слышать и эмоционально откликаться на музыкальное содержание и музыкальные образы классических произведений. Процесс восприятия музыкального произведения происходит в единстве осознания композиторского замысла, совокупности средств музыкальной выразительности и художественно-образного отражения музыкальных явлений в «зримых», представляемых мысленно образах.

Эмоциональная  отзывчивость детей начальной школы является первоначальным представлением их о музыке. Это процесс позволяет пробудить интерес к музыкальному искусству, сформировать положительный отклик на музыкальные произведения, научиться давать оценку музыкальным явлениям.

Музыка, передавая все оттенки и гамму чувств, расширяет представления учащихся о музыкальных произведениях. В процессе слушания классических музыкальных произведений и знакомства с народно-песенной культурой прошлого, учащиеся осваивают бесценный культурный опыт предыдущих поколений, звуковые комплексы и интонационные коды музыкальной культуры, осознают музыкально-выразительные краски.

Цели общего музыкального образования на уроках музыки имеют личностную, познавательную, коммуникативную и социальную направленность на развитие личности. Содержание музыкального обучения в начальной школе реализуется посредством освоения различных видов музыкальной деятельности и музыкально-творческой деятельности, слушания музыки.

На уроках музыки в начальной школе основными задачами являются:

– формирование первоначальных представлений о функциях музыкального искусства в жизни общества и человека, ее роли в духовно-нравственном становлении личности;

– формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование умений воспринимать музыкальное произведение и выражать свое отношение к нему;

– развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального мышления, чувства метро-ритма и др.);

– развитие музыкального восприятия и постижения художественно-образного, эмоционально-целостного содержания музыкальных произведений;

– развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению;

– создание условий для арттерапевтического воздействия на учащихся.

Уроки музыки в начальной школе имеют огромное значение для формирующейся личности школьника. Они передают основную сущность музыкальной культуры, развивают эмоциональную сферу учащихся в ходе восприятия музыкальных произведений; воспитывают ценностное отношение к профессиональному музыкальному искусству, формируют художественный вкус, нравственные и эстетические качества. Через музыкальные произведения воспитывается любовь к Родине, формируются патриотические чувства за великие достижения отечественной музыкальной культуры. С музыкальными произведениями впитываются исторические сведения, национальные и культурные традиции разных народов. Процесс слушания музыкальных произведений развивает музыкальное восприятие, пробуждает интерес к музыкальному исполнительству и концертной деятельности. На уроках музыки развивается музыкально, образное и ассоциативное мышление учащихся, развивается музыкальная память, формируется музыкальный слух и метроритмические способности, происходит становление певческого голоса, дети учатся рефлексировать. В различных видах музыкальной деятельности на уроках музыке происходит овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация) формируются музыкальные способности; обогащаются знания о композиторах и творчестве, о музыкально-языковых средствах, традициях и особенностях музыкального искусства [1; 2].

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальных способностей в процессе музыкально-воспитательной деятельности, направленной на эстетическое развитие детей, происходит личностное развитие учащихся посредством раскрытия творческого потенциала детей, подготовки к выражению своего отношения к музыкальному искусству; формирования ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных качеств личности. Правильно организованное педагогическое воздействие способствует становлению таких личностных качеств на уроках музыки как патриотизм, терпеливость, усидчивость, ответственность, способность сочувствовать и сопереживать. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – формирует у детей целостную картину мира, способствует воспитанию чувства патриотизма, толерантности, любви к родному краю и своей Родине, активизирует творческое мышление, продуктивное воображение, рефлексию, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. Эмоционально-эстетическая рефлексия и художественная эмпатия учащихся на музыкальные произведения обеспечивают музыкально-эстетическое развитие личности: формируют навыки слушания, способность понимания музыкальной идеи, авторского замысела, музыкальной концепции, вырабатывают умения участвовать в обсуждении музыкальных явлений искусства, сотрудничать с одноклассниками и взрослыми. Приобщение учащихся к музыкальному искусству, его пониманию и интерпретации способствуют личностному становлению, познавательной активности, коммуникативному развитию учащихся.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Формирование первоначальных представлений о музыке как искусстве у учащихся имеет важное значение в образовательном процессе начальной школы. Этот процесс связан с приобщением учащихся к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, расширением их музыкального кругозора, воспитанием потребности в общении с классической музыкой, развитием способности наслаждаться красотой музыкального искусства, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли.
  2. Определяя термин «представление» в исследовании, мы его трактуем как процесс воспроизведения в сознании ранее пережитых восприятий (наглядных образов событий, предметов, окружающей действительности), которые возникают при припоминании или продуктивном воображении.
  3. Под «представлением о музыке» в исследовании понимается воспроизведение в сознании учащихся ранее пережитых впечатлений от музыкального восприятия, процесс трактовки музыкального образа на основе прослушанных музыкальных произведений.
  4. В качестве результата сформированных представлений о музыке у учащихся начальной школы выступает умение использовать знания в области музыкального искусства в процессе музыкального восприятия и умение высказываться о прослушанном или исполненном музыкальном произведении.

Список источников и литературы

  1. Кандрашина В.В., Паршина Л.Г. Становление основ гражданской идентичности младших школьников на уроках музыки с использованием мультимедийной презентации // Проблемы эстетического образования в контексте устойчивого развития общества : материалы Международной студенческой научно-практической конференции, г. Минск, 21 апреля 2021 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; редкол. М. А. Шатарова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2021. – С. 173–177
  2. Паршина Л.Г. Педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий / Л. Г. Паршина // Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования : коллективная монография в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып. П. В. Замкин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 71–85.
  3. Рачина Б.С. Музыкальная грамотность, или В поисках ключей к смыслам музыкального искусства : учебно-методическое пособие / Б. С. Рачина. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 488 с.

Добавить комментарий