Мочалова М. Н.
студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
научный руководитель: Шишкина С. В., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Проблема творческого восприятия является одной из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, затрагивающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена. Развивать творческое восприятие – это значит включить младшего школьника в процесс активного сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств композитор, художник, скульптор достигает данный эстетический эффект воздействия.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается, что целью реализации основной образовательной программы является «создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей…» .
Творческое восприятие — это отражение в сознании человека целостного образа объекта. Восприятие зависит от работы сенсоров, которые отражают отдельные детали объекта. Восприятие объединяет все эти детали в одно целое. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно- воспитательного процесса.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
- этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
- этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
- этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.
Современные активные методы обучения включают с себя:
- игровое/социальное/имитационное моделирование;
- деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций (кейсы);
- метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
Таким образом, формирование активизации осознанного творческого восприятия у младших школьников – сложный, неравномерно протекающий процесс, зависящий от возрастных особенностей. Для детей этого возраста характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных. У них преобладают зрительно- событийные впечатления. Они активно передают характер творчества в движениях, рисуют творческие образы.