СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»

ГРОМИЛИНА ДИАНА АЛЕКСЕЕВНА

студент 5 курса (группа ПДМ-118) факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный руководитель: Кобозева Инна Сергеевна

доктор педагогических наук, профессор

 Аннотация: В статье рассматривается понятие «музыкально-коммуникативная культура» как научная проблема.

Ключевые слова: коммуникация, культура, музыка, музыкально-коммуникативная культура, образование, обучение, развитие, ценности.

GROMILINA DIANA ALEKSEEVNA

5th year student (PDM-118 group) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Scientific director:Kobozeva Inna Sergeevna, doctor of pedagogical sciences, professor

 

THE ESSENCE OF THE CONCEPT «MUSICAL AND COMMUNICATION CULTURE»

 

Abstract: The article deals with the concept of «musical and communicative culture» as a scientific problem.  Key words: communication, culture, music, musical and communicative culture, education, training, development, values.

 

В современном мире значительно повысилась важность творческого развития человека, так как именно творческое развитие, оказывает большое положительное влияние на формирование   личности. Музыка, как творческая деятельность, занимает значительное место в социальном общении человека. Музыкальная коммуникация становится особой жизни людей, призванной обогащать содержание духовной и эмоциональной жизни человека, поэтому музыкально-коммуникативная культура считается важной частью процессов воспитания и образования, формирования и развития личности не только детей, но и педагогов.

Термин «музыкально-коммуникативная культура» сложносоставное понятие, включающее в себя категории «коммуникация», «культура» и «музыка». Разработка теоретических положений коммуникации, содержится в работах А. Моля, В. П. Конецкой, А. В. Соколова и др.

Митрова Н. О и Мигаенко К. С. термин «коммуникация» трактуют как «путь сообщения, общение» [7].

Панфилова А. П. и Зверинцева А. Б. полагают, что «коммуникация» – это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания, который представляет важность для участников общения [1; 9].

В целом, под коммуникацией в широком смысле понимается система, в которой осуществляется процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию (Т. В. Науменко).

Как видно из трактовок, целью коммуникации является общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения. Следовательно, коммуникацию можно понимать как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать информацию от источника к получателю посредством определенного канала.

В настоящее время понятие «культура» трактуется более пятисот определениями. Тем не менее в рамках контекста мы придерживаемся ее понимания как производной социального, интеллектуального, творческого формирования индивида.

Культуру отечественный лингвист С. И. Ожегов понимает как: 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) то же, что и культурность, то есть находящееся на высоком уровне культуры, соответствующее ему; 3) высокий уровень чего‐нибудь, высокое развитие, умение [8].

Таким образом, определить «культуру» можно как основное свойство человеческого общества, его развитие, существование, система ценностей, общепризнанных норм, идей, мыслей, транслируемых, а также передаваемых из поколения в поколение.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.

Коммуникативная культура формируется с дошкольного возраста. В школе для этой цели существуют специальные дисциплины – культура речи, риторика, культура общения и др. Владение учителем коммуникативной культурой позволяет ему психологизировать методы обучения, наладить с учащимися более тонкий духовный и душевный контакт.

Лингвисты Н. М. Смирнова и М. А. Викулина рассматривают коммуникативную культуру как «уровень усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективной коммуникации» [4].

В. Ю. Жукова термин трактует так: «коммуникативная культура – это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении» [10].

Коммуникативная культура в ХХI веке считается определяющей характеристикой человека, она «формирует качество и содержательность современного человечества, создавая универсальные схемы мышления и поведения на уровне целостности» [3].

Художественную коммуникацию представил как целостную систему в контексте общей структуры художественной деятельности, одним из первых, М. С. Каган. Известный философ и искусствовед  показал, что процесс художественной коммуникации заключается в передаче специфической информации, в виде художественного текста, от адресанта (художника, композитора)  – реципиенту с целью ее восприятия и получения определенного реагирования [2, с. 15–28.].

Исследование проблем музыкальной коммуникации связано с именами Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. А. Орловой и др.

Следует обратить внимание на то что, как указывает М. П. Миронова, «много неизученных вопросов остается относительно роли музыкальной коммуникации в образовательной среде» [5, с. 6].

Многие работы М. П. Мироновой посвящены исследованию проблемы развития музыкально-коммуникативной культуры личности. Мы понимаем музыкально-коммуникативную культуру личности, которую развивают у обучающихся с  опорой на исследования М. П. Мироновой, как: музыкально-коммуникативная культура личности это системное качество, формирующееся в образовательном процессе и включающее в себя индивидуальный художественно-коммуникативный опыт обучающегося, основанный на специальных знаниях и умениях, позволяющих ему проявить свои музыкально-коммуникативные способности, а также постоянно находиться в музыкально-коммуникативном пространстве, осуществлять взаимодействие и общение с другими представителями музыкальной культуры общества.

Мы можем сделать вывод, что «музыкально-коммуникативная культура» является частью целостного личностного образования, представленная системой значимых качеств (совокупность потребностей, мотивов, знаний, умений, способностей), обеспечивающих высокий уровень музыкально‐коммуникативной деятельности человека [6].

Развитие музыкально-коммуникативной культуры личности подразумевает развитие эмоционально-чувственной сферы, интеллектуальное развитие, музыкально-деятельностный опыт.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что ведущим компонентом музыкальной коммуникации является взаимодействие с музыкальным произведением. Субъекты такой коммуникации становятся неотъемлемой составляющей в системе межкультурной коммуникации, находятся в межличностном диалоге с создателями произведений – представителями различных культурно-исторических эпох, этносов, художественно-стилевых систем. Главной целью такого диалога является приобщение личности к миру художественных ценностей и развитие способности ориентироваться в музыкально‐культурном пространстве.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что музыка является инструментом формирования прочной коммуникативной связи не только конкретной личности с объективной реальностью, но и служит вспомогательной силой формирования прочной цепной коммуникативной реакции между разными людьми, чьи переживания и состояния сходны по эмоционально-смысловой нагрузке и понимаются одинаково.

Список использованных источников

  1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера / А. Б. Звуеринцева. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 288 с.
  2. Каган, М. С. Искусство и общение / М. С. Каган // Искусство и общение. – Л.: МГИТМиК, 1984. – С. 15–28.
  3. Кобозева, И. С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики / И. С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Том 1. – С. 295–298.
  4. Культура общения в студенческой среде вуза: монография / М. А. Викулина, Н. М. Смирнова. — Нижний Новгород: Нижегородский гос. технический ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2010. – 113 с.
  5. Миронова М. П. Музыкальная коммуникация в контексте современного гуманитарного знания: монография / М. П. Миронова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 127 с.
  6. Миронова, М. П. Формирование музыкально-коммуникативной культуры студентов-бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе / М. П. Миронова // Вестник ЧГПУ: Педагогика и психология. – Челябинск. – 2012. – № 11. – С. 129 – 137.
  7. Митрова, Н. О. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория / Н. О. Митрова, К. С. Мигаенко / МГТУ, Майкоп. 2006 г. – 152 с.
  8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. – М.: Оникс. – 2009. – 1359 c.
  9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб.: Знание, 1999. – 493 с.
  10. Столяров В. И. Философско-культурологический анализ коммуникативной культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. – 2003. – № 4. – С. 78-91.

Добавить комментарий