ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

УДК 378(045)

ББК 74.58

Милицина Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Костина Виктория Андреевна

студентка 4 курса факультета среднего профессионального образования

 Аннотация: в статье актуализируется проблема развития музыкальных способностей дошкольников. Рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективности данной деятельности в процессе восприятия музыки.

Ключевые слова: способности, музыкальные способности, дошкольники, восприятие музыки.

Militsina Olga Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

art and music education

FSBEI HE «Mordovia State Pedagogical University»

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, choral.kaf@yandex.ru

Kostina Victoria Andreevna

4th year student of the faculty of secondary vocational education

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

IN THE PROCESS OF PERCEPTION OF MUSIC

Abstract: the article actualizes the problem of the development of musical abilities of preschoolers. Pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of this activity in the process of music perception are considered.

Key words: abilities, musical abilities, preschoolers, music perception

 

Одной из важных составляющих эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания [1, с. 73]. Следовательно, одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей.

Общеизвестно, что образовательный процесс осуществляется при реализации определенных педагогических условий, которые, в свою очередь, представляют собой систему мер, обеспечивающих успешное обучение.

В связи с вышеизложенным важно рассмотреть педагогические условия развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Обратимся к характеристике данных условий:

  1. Органичное взаимодействие деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Деятельностный подход представляет собой совокупность форм и способов деятельности человека, обоснованных культурной заданностью, социальной востребованностью и личным опытом. О том, что способности образуются в процессе деятельности, писал Б. Г. Ананьев: без деятельности не существует способности, есть только задатки. Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность, только через систему сознательных действий [2, с. 124].

Основополагающей формой деятельности старших дошкольников в процессе развития музыкальных способностей является слушание, на основе которого происходит процесс развития музыкальных способностей, так как именно эта сфера наиболее активно выявляет эмоционально-ценностные координаты обучения, художественные потенции обучающегося, специфические связи и отношения его с миром.

Личностно-ориентированный подход делает ребенка субъектом обучения, которое обретает индивидуализированную и субъективированную окраску и способствует развитию музыкальных способностей учащегося. К. К. Платонов указывает, что личностно-ориентированный подход ведет к идентификации и самоидентификации личности как субъекта культуры, развитию навыков и способностей уникального практического использования полученных знаний в творческой деятельности по собственной инициативе [3, с. 54].

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предполагает учет природных, личностных и индивидуальных особенностей не только учащихся, но и педагога. Только совместная деятельность может позволить субъектам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности обучения.

  1. Активное использование игрового обучения. В. А. Сухомлинский так определяет игру: « это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [4, с. 33]. Д. Б. Эльконин писал о том, что «игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных, до самых сложных» [5, с. 12].

Музыкальная игра предстает как одно из активнейших средств развития музыкально-ритмического и ладового чувства в их тесной взаимосвязи, что образует основу музыкальности. К музыкальным играм предъявляются следующие требования:

– музыкальная игра должна быть художественной по содержанию и содержать ценный музыкальный материал;

– тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую обучающимся окружающую действительность;

– основной формой отражения действительности в игре должен служить эмоционально-конкретный музыкальный образ, выраженный в простой, доступной форме [1, с. 59].

  1. Использование национально-культурного компонента содержания музыкального образования.

В современной отечественной педагогике большое внимание уделяется региональному компоненту в системе образования. Он представляет собой использование в том числе музыкального фольклора, который  представляет собой в своей глубинной сущности коллективное творчество. Однако это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало, которое проявляет себя довольно заметно в определенных жанрах и находится в своеобразных связях с коллективным началом. Музыкальные произведения хранятся в памяти людей – носителей народной музыкальной культуры. Эти образцы не фиксировались в письменном виде, а передавались «из уст в уста».

Таким образом, мы выявили наиболее значимые условия для развития музыкальных способностей у старших дошкольников на основе слушания детского музыкального фольклора:

– органическое взаимодействие деятельностного и личностно– ориентированного подходов;

– активное использование игрового обучения;

– использование национально-культурного компонента содержания музыкального образования.

Список использованных источников

  1. Радынова, О. П.  Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для вузов / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 293 с. – URL: https://urait.ru/bcode/516947 (дата обращения: 22.05.2023).
  2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. – 1980. – 286 с. – Текст: непосредственный.
  3. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. – Москва : Наука, 1972. – 312 с. – Текст: непосредственный.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радяньска школа, 1988. – 269 с. – Текст: непосредственный.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика. – 1978. – 260 с. – Текст: непосредственный.

 

Добавить комментарий