МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 374.31

ББК 74.46

Аникина Ирина Николаевна
преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2», г. Саранск, Россия, irina.anikina.9974@mail.ru

Милицина Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается участие в творческих конкурсах как возможность самореализации учащихся и педагогов системы дополнительного музыкального образования, как средство раскрытия и развития задатков и способностей к музыкально-исполнительскому искусству.
Ключевые слова: конкурс, учебно-творческая деятельность, способности,  личностный рост, самовыражение, самореализация.

 Anikina Irina Nikolaevna

guitar teacher

MBU DO «Children’s Music School № 2», Saransk, Russia, irina.anikina.9974@mail.ru

Militsina Olga Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

art and music education

FSBEI HE «Mordovia State Pedagogical University»

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, choral.kaf@yandex.ru

 

INTERNATIONAL COMPETITIONS AS A MEANS OF SELF-REALIZATION OF TEACHERS AND STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: The article considers participation in creative competitions as an opportunity for self-realization of students and teachers of the system of additional musical education, as a means of revealing and developing the inclinations and abilities for musical and performing arts.

Keywords: competition, educational and creative activity, abilities, personal growth, self-expression, self-realization

В образовательном процессе системы дополнительного музыкального образования детей помимо основных форм организации обучения присутствует и такая форма как участие в конкурсах и фестивалях. Данная форма работы не нова и с давних времен используется в музыкально-педагогической практике, имея широкое распространение.

Участие, как учеников, так и педагогов в конкурсной деятельности позволяет по мысли Н. И. Чиняковой,  «активизировать учебно-творческую деятельность детей, повысить их уровень культуры и интереса к музыке, реализовать индивидуальный подход в обучению» [1].

Сегодня палитра исполнительских конкурсов представлена в обширном многообразии. Эти конкурсы-фестивали приглашают творческие коллективы и отдельных участников посоревноваться в профессионализме. Организуется как очный, смешанный, так и заочный формат, что является  инновацией последних лет позволяющей переслать запись или дистанционно продемонстрировать результаты. Такой вид подачи материала позволяет «стать звездой» ребятам всех возрастов и разного уровня подготовки. Дистанционные конкурсы – это место для воплощения желаний раскрытия юных талантов.

Понять значимость выступлений на конкурсах может в полной мере тот, кто был в группе поддержки, чаще всего это родители и учителя-соратники.

Для победы не достаточно обладать только лишь талантом, это лишь основной двигатель, который ведет к нужной цели. Участник конкурса, стремящийся к победе, помимо этого должен обладать определенным напором и трудолюбием. Это накладывает определенные условия при подготовке учащегося  — чтобы именно тебя выбрали из тысячи участников  нужно не только расти профессионально, но и внутренне развиваться.

Конкурсы рождают уверенность в собственных силах. Это соревнования, на которых побеждают лучшие музыканты. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, повышение своего уровня мастерства, обязательно стремится выставлять своих воспитанников на разного уровня конкурсах. Настраивая учащихся на соревнования, преподаватель дает им возможность самовыразиться, показать свои способности, свое мастерство.

Для учащихся по классу гитары сегодня предлагается огромное разнообразие дистанционных конкурсов, например, таких, как международный многожанровый конкурс «Мечтай с Музыкантофф «Звездный Марафон», «Яркие Звезды», международный конкурс инструментального исполнительства «Музыкальный рассвет»,  международный конкурс исполнителей на классической гитаре «Золотая струна», международный конкурс-фестиваль «Таланты Русской Земли», международный конкурс дарований и талантов «СолнцеКруг».

Творческие работы участников высылаются как в виде одного произведения на выбор преподавателя и учащегося, также это может быть работа по заданной теме, к примеру на конкурсе «Музыкантофф» была предложена тема « Произведения И. С. Баха». Другой конкурс предложил тему – произведения русских композиторов.

На протяжении многих лет Международный конкурс творчества «Планета талантов» дает возможность открыть дверь юным гитаристам в новое будущее, о котором многие даже и не мечтают. Победители конкурса поступают в высшие профессиональные заведения и продолжают повышать свое мастерство.

Учащиеся получают объективную оценку своему выступлению. Сравнивают свои достижения и оценивают прогресс мастерства вместе с преподавателем.

Ни для кого не станет открытием что выступления на конкурсах — это мощнейший стимул для дальнейшей работы над произведениями. Выступив на конкурсе ученик серьезнее и кропотливее работает над природой звука замечает больше красоты произведений. Попав в атмосферу конкурса, посмотрев выступления других участников, пообщавшись с жюри, юные музыканты и их педагоги получают заряд на дальнейшую работу над пьесами, делают огромный шаг в развитии мастерства.

Участие в конкурсах дают ученикам шанс выйти на большую сцену обрести новых друзей. На выступлениях (особенно публичных) меняется всё: исполнительские краски становятся ярче и выразительнее, испытание в статусе участника международного конкурса своих возможностей, силы характера повышает самооценку.

В конкурсах не просто участвуют, в них добывают ресурс на дальнейший личностный рост и развитие своего мастерства, его шлифовки. Конкурсы – это мощный стимул к дальнейшему развитию опыта и навыков. Регулярное участие в конкурсах мобилизует личность, позволяет избавиться от неуверенности, стеснительности и других комплексов, мешающих показать свой талант в полную силу.

Список использованных источников

1. Чинякова Н. И. Музыкально-исполнительские конкурсы школьников в современных условиях / Н. И. Чинякова, Ю. М. Галстян  // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17702 (дата обращения: 22.05.2023).

Добавить комментарий