ПОНЯТИЕ «ПРИОБЩЕНИЕ» КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

МИЛИНА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

студент 5 курса (группа ПДМ-118) факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный руководитель: Кобозева Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие «приобщение» как научная проблема.

Ключевые слова: приобщение, обучение, развитие культура, ценности.

 

MILINA TATYANA SERGEEVNA

5th year student (PDM-118 group) of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

 

Scientific director:Kobozeva Inna Sergeevna, doctor of pedagogical sciences, professor

 

THE CONCEPT OF INVOLVEMENT AS A SCIENTIFIC CATEGORY

 

Abstract: The article deals with the concept of «initiation» as a scientific problem.

Key words: initiation, training, development culture, values.

Качество образовательной деятельности, по мнению А. С. Галышевой, М. П. Филатовой, Т. В. Сабуриковой, всецело связано с ясностью понимания смыслового содержания понятия «приобщение», что подчеркивает его значимость в воспитании и развитии школьников [4].

По мнению философов, в жизнь человека входит высший смысл и цель существования, устанавливается гармоническая связь между личностью и человечеством в процессе приобщения человека к духовной сущности мира [6].

Особенностью приобщения является его познавательный смысл, приобщение рассматривается как необходимая ступень к познанию. Приобщение по Бердяеву призвано преодолевать объективацию и через неё погружаться в духовное, подсознательное, восходящее к сверхсознанию [1].

Сходны с мыслью Н. А. Бердяева и представления богослова Василия Великого. По его мнению, суть приобщения в единении двух миров: материального и духовного [3].

Представитель педагогических наук, Бурова Н. А. отмечает, что приобщение характеризуется как направленность на духовное изменение в человеке, осознание себя как части общего или своей сопричастности общему, экзистенциальное достраивание человеческой целостности» [2].

Стремление к постоянному приобщению со сферой духовного мира не присуще человеку изначально. И в этом «приобщение» сходно с педагогической категорией воспитания как деятельности, призванной формировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений.

Приобщение связано и с обучением, так как «в самом содержании приобщения изначально находятся конкретные знания реальной действительности, социальный, культурный, этнический опыт определенного сообщества» [5]. В ходе приобщения человек познает этот опыт, получает новую информацию, знания, учения и навыки. Как в педагогической категории «обучение», так и в  категории «приобщение» присутствует деятельность по овладению определенными знаниями, умениями и навыками.

С точки зрения филологии, необходимо отметить двусоставную характеристику морфологической структуры понятия приобщения, которое представлено корневым ядром «общение» и приставкой «при». Ориентируясь на этимологию слова и филологическое знание, термин «приобщить» в словаре Д. Н. Ушакова означает «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», а «приобщиться» рассмотрено у него как «включаться в какую-нибудь деятельность, начать заниматься
чем-то» [8, с. 590].

Общение в научной литературе трактуется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, а также общения является необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Для приобщения в образовании характерен анализ духовной сферы материального мира, постижение знаний, норм, деятельности, характеризующее человека как духовную личность, готовую воспринимать, анализировать и критически оценивать, осознавать общечеловеческие и национальные ценности культуры на уровне осмысления.

В частности, А. С. Галышева связывает смысловое значение понятия «приобщение» с личностью, ее бытием в культуре, ценностями, мировоззренческими установками, духовным воспитанием [4]. В этом контексте, приобщение рассматривает как способ освоения нового знания о культуре и культурных ценностях. Именно эта трактовка понятия «приобщение» сходно с категорией «воспитание» как педагогической деятельности, направленной на формирование системы взглядов, убеждений и отношений личности. Следовательно, согласно идее «приобщения», цели образовательного характера на преобразование культуры обучающегося реализуются с помощью наличия у него знаний о культурных ценностях, умений и навыков в различных видах деятельности и т.п.

Следует заметить, что ценность, как обозначено в гуманитарной энциклопедии, — «одна из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающая в самом общем виде, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности, в отвлечении от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную (оценочную) сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности)» [5].

Ценность, как положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта или явления действительности увеличивается, когда это касается педагогического процесса.

В трудах современных теоретиков образования (А.П. Валицкая, В.П. Зинченко, Г.Б. Корнетов, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев, и другие), считающих приоритетным принцип культуросообразности воспитания, актуализируется понимание ребенка как субъекта культуротворческой деятельности, где образование трактуется особенной сферой культуры. Это означает, что образование, в рамках культурной сферы, должно быть направлено на приобщение к устоявшимся культурным нормам, общечеловеческим и национальным  ценностям.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям культуры обуславливается  процессами восприятия, размышления  и оценки.

Список использованных источников

  1. Бердяев, Н. О назначении человека [Электронный ресурс]/ Н. Бердяев. – Режим доступа: http://krotov.info/02_b/berdyaev/1931_026/html (дата обращение 11.04.2023).
  2. Бурова Наталья Владимировна Категория «Приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-priobschenie-v-gumanitarno-tselostnyh-issledovaniyah (дата обращения: 07.02.2023).
  3. Василий Великий Святитель. Нравственные правила / Святитель Василий Великий. — М. : Сибирская Благозвонница, 2011. – 208 с.
  4. Галышева А. С., Филатова М. П.,  Сабурикова  Т. В. Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория // Царскосельские чтения. 2015. №XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-kak-sredstvo-vospitaniya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 05.02.2023).
  5. Гуманитарная энциклопедия// Гуманитарные технологии: аналитический портал. https://gtmarket.ru/ (дата обращения 05.02.2023).
  6. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1988. –
  7. Коджаспирова Г. М. , Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

8. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 2. Н – П / Под ред. Проф. Д. Н. Ушакова. – М.: Вече, Мир книги, – 688 с.

Добавить комментарий