ПОНЯТИЕ «ИНТЕРЕС» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ПИВКИНА ЖАННА ЮРЬЕВНА

студент 5 курса (группа ПДМ-118) факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный руководитель: Кобозева Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор

Аннотация: В статье рассматривается понятие «интерес» в контексте научного знания

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, потребности, направленность, личность, обучение, развитие, музыка

 

PIVKINA ZHANNA YURIEVNA

5th year student (PDM-118 group) of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Scientific director:Kobozeva Inna Sergeevna, doctor of pedagogical sciences, professor

THE CONCEPT OF «INTEREST» IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Abstract: The article deals with the concept of «interest» in the context of scientific knowledgeKey words: interest, cognitive interest, needs, orientation, personality, learning, development, music

 

Значение интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Понятие «интерес», в виду своей сложности и глубины не имеет однозначного, общепринятого толкования в научной литературе, поэтому в настоящее время существуют различные подходы в формулировке данного понятия.

Обратившись к этимологии слова interesse, мы выявили, что интерес: «это особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять». Слово имеет немецкое происхождение, изначально заимствованное из латыни, ранее употреблялось «interesse» как иметь значение, позже ― возмещать ущерб [11].

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» «интерес» связывает с проявлением внимания к привлекательным или значительным для объекта явлениям [7, с.802]. Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров в Педагогическом онлайн-словаре понимают «интерес», рассматривая его с точки зрения познавательной направленности личности, считая её формой проявления познавательной потребности, которая предполагает осознание целей деятельности [5].

«Интерес, писал Л. С. Выготский, – как бы естественный двигатель детского поведения, он является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.» [3, с. 48].

Интерес расценивается как стимул, благодаря которому приобретаются знания, расширяется познавательный кругозор и полнее отражается действительность. А. Г. Волостникова считает, что «интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности» [2, с. 3].

Интерес – это сочетание многих психических процессов, образующее активную деятельность, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление роста в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [11].

А. Н. Леонтьев отмечал, что интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность (изменения, усложнения целей, определение в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскивание других необходимых способов и внесение в них творческого начала) [6, c. 48].

С. Л. Рубинштейн замечал, что интерес можно рассматривать, как предпосылку обучения, а также можно рассматривать, как его результат [9, с. 298].

С одной стороны, интерес выступает как средство, повышающее эффективность педагогической работы, а с другой выступает, как основная задача обучения. В теории обучения понятие интерес, как например, на это указывает А. В. Запорожец, трактуется как «условие успешности педагогической деятельности» [4, с. 178]. Исследователь полагает, что интерес существенно влияет на качество учебной деятельности, а знания, что плохо усвоены, А. В. Запорожец объясняет тем фактом, что у школьника отсутствует интерес и вменяет в вину учителям то, что они не способны раскрыть данный процесс у учащегося.

В. Б. Бондаревский рассматривает интерес, как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного [1, с. 132].

Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, показывают, что интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи.

Г. И. Щукина, занимавшаяся изучением познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами человека, занимает главное место в структуре характера личности». В ее представлении, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к устойчивому, глубинному [10, с. 127]. В частности, Г. И. Щукина определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. Интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, непосредственным образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес.

Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

В течение продолжительного времени к числу насущных проблем относится вопрос о воспитания интереса к музыке у обучающихся различных возрастных групп. В социологии и педагогике понятие интереса к музыке рассматривается в различных аспектах: социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп (А. Н. Сохор, B. C. Цукерман, Е. Я. Бурлина); пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп (Ю. Б. Алиев, Т. П. Плеснина, А. И. Паламарчук, Л. А. Куприянова, E. H. Ценкова); общие вопросы формирования музыкально-эстетического интереса школьников (Ю. Б. Алиев, O. A. Апраксина, H. Л. Гродзенская, Е. Я. Гембицкая, В. К. Белобородова, В. Н. Шацкая, H. H. Гришанович). Ю. Б. Алиев, например, среди задач музыкального образования школьников выдвигал и задачу воспитания интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социально-художественного опыта и приобщение к «золотому» музыкальному фонду.

О. П. Радынова интерес причисляет к структуре музыкально-эстетического сознания школьников, утверждая, что формирование данного качества способствует развитию музыкальной культуры в общем. Одним из результатов воспитания интереса к музыке исследователь считает приобретение школьником первоначальных ценностных ориентации, а также формирование эстетического отношения к музыкальному искусству [8, c. 213].

Таким образом, можно сказать, что интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Это прекрасный стимул к учению, приобщению к музыке, побуждающий к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под воздействием интереса развиваются музыкальная сосредоточенность, наблюдательность, обостряется работа воображения, интеллектуальная активность, усиливаются непроизвольное внимание.

Список использованных источников

 

  1. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.: книга для учителя / В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение. – 1985. – 143 с.
  2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие. – Свердквестловск. – – 13 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 2015. – 480 с.
  4. Запорожец, А. В. Избранные труды: В 2– х т.1.Психологическое развитие ребенка. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика. – 2014. – 320 с.
  5. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. онлайн-словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/
  6. Леонтьев, А. Н. К теории развития личности ребенка / Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии. – 2016. – 304 с.
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: Оникс. – 2015. – 1376 с.
  8. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. – М.: Академия. – 2018. – 345 с.
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2т. / С. Л. Рубинштейн.– M.: Педагогика. – 2014. – т. 2. – 328 с.
  10. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика. – 1971. – 433 с.
  11. Этимологический словарь русского языка Г. А. Крылова онлайн. [Электронный ресурс]. – URL: https://16.slovaronline.com

Добавить комментарий