МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

МАРКИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 Аннотация: В данной статье автор рассматривает развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе исполнения народных песен. Автором обозначаются различные методические приемы, позволяющие выстроить наиболее эффективный процесс развития чувства ритма у детей.

Ключевые слова: чувство ритма, народная песня, дошкольный возраст.

MARKINA SVETLANA YURYEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM DURING THE PERFORMANCE OF FOLK SONGS

 

Abstract: In this article, the author considers the development of a sense of rhythm in preschool children during the performance of folk songs. The author designates various methodical techniques that make it possible to build the most effective process of developing a sense of rhythm in children.

 Key words: sense of rhythm, folk song, preschool age.

 

В настоящее время одной из наиболее важных проблем современного образования выступает воспитание подрастающего поколения, разносторонней личности, способной обладать такими качествами, как нравственность, высокий интеллект, способность воспринимать информацию, и другие.

Примечательно, что решением данной проблемы выступает федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором четко регламентируется развитие творческого потенциала дошкольника как основного компонента в формировании всех видов способностей [2].

Музыкальный руководитель, являясь связывающим звеном между творчеством и развитием ребенка в дошкольной организации, также принимает во внимание ФГОС ДО. Деятельность музыкального руководителя может и должна быть дополнена различными современными методиками и технологиями для получения положительного результата в овладении творчества ребенком, а также в развитии чувства ритма [3].

В настоящий момент проблема развития чувства ритма с дошкольного возраста, является предметом рассмотрения различных представителей в области психологии, педагогики, музыки, философии. Работа представителей наук направлена на поиск наиболее эффективных методов и средств развития чувства ритма.

Чувство ритма является необходимой составляющей при развитии личности. Проявление чувства ритма предоставляет индивиду возможность в определении собственных потребностей, склонностей и интересов, а также способствует развитию положительных эмоций к музыкальной деятельности. Безусловно, развитие такого компонента, как чувство ритма, направлено на формирование важных психологических составляющих уже с дошкольного возраста, которые значительно активизируют творческий процесс.

Несмотря на то, что ряд исследователей проявляют значительный интерес к данной проблеме, данная проблема на современном этапе, на наш взгляд, рассмотрена недостаточно, что говорит о ее актуальности.

Данная проблема изучалась многими научными работниками. Исследования особенностей развития творческой активности дошкольника осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других.

Говоря об определении понятия «чувство ритма», необходимым становится отметить мнение Н. И. Льговской, которая определяла чувство ритма как определенную способность чувствовать, воспринимать музыку, передавая ее эмоциональную выразительность в движениях [4].

В музыкальной деятельности педагога развитие чувства ритма происходит через применение различных средств, одним из наиболее эффективных является исполнение народных песен. Исполнение народных песен является тем средством, при котором происходит формирование интереса ребенка к своей Родине, быту и творчеству народа, будит воображение ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и ритму – это путь через пение народных песен.

При применении данного средства в развитии чувства ритма дошкольников, важно помнить обращение к народным традициям и духовным идеалам, что также является неотъемлемой частью реализации ФГОС ДО. Находясь в естественной, простой речевой обстановке, ребенок лучше и глубже воспринимает народные традиции и обряды, народное творчество в целом. Каждой народной песне присуща такая речевая обстановка, родной язык дошкольника. Применение в музыкальной деятельности в дошкольной организации элементов исполнения народных песен, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В процессе музыкальных занятий, игр и прочей деятельности, музыкальные руководители применяют различные народные песни, потешки, колыбельные, считалки с сопровождением музыкальных инструментов – все это оказывает непосредственное влияние на чувства ребенка, на формирование и развитие ритма [1].

Особенностью народных песен является главный принцип применения – регионализм. То есть исполнение народных песен так или иначе связано с особенностями национальности (например, в мордовских народных песнях главная особенность – язык и связь с жизнью, в татарских – образ природы, в русских – история). Народные песни являются своеобразной формой народной культуры и быта, отличающиеся своей современностью и самобытностью. Именно данный факт обуславливает воспитательную функцию песен и ее использование в деятельности музыкального руководителя.

Содержание народных песен передается в простой форме, что доступно восприятию ребенка – дошкольника. К тому же, сюжет песни, ее плавность и напевность, ее содержание, привлекают внимание ребенка, формирует интерес, и в тоже время может оказать развивающее воздействие.

Примечательно также, что для песен характерно фразирование и ритмичность, как для стихотворных строк. Присутствует особая рифма, с помощью которой ребенок может легко запомнить содержание песни, совпадающая с периодичностью стихотворных строк текста, при этом обозначая ударные и безударные слоги.  Прохлопывая   каждый звук песни, то есть ритм, ребенок легко понимает, что ритм состоит не только из одинаковых равномерно чередующихся шагов-долей, но и из более коротких звуков.

Отметим, что работа по исполнению песен в контексте формирования чувства ритма детей не может быть полностью реализована без различных методов и приемов. Рассмотрим некоторые из них.

Простукивание и прохлопывание ритма – прием, использующийся при решении ритмических задач. Ему сопутствует живое ощущение музыки.

При исполнении и прослушивании народных песен можно предоставить детям различные упражнения – шагать, похлопать и так далее. Главным условием в данном плане выступает эмоциональное взаимодействие педагога и ребенка, направленное на раскрытие творческого потенциала дошкольника. При этом, педагогу важно обратить внимание на трудности, которые испытывает дошкольник в процессе исполнения песен и уделить особое внимание для их устранения.

При развитии чувства ритма в процессе исполнения народных песен эффективен и декламационный метод обучения. В процессе работы с применением данного метода, детям предоставляют различные речевые игры для закрепления речевых навыков, а также стихотворные тексты для того, чтобы задействовать все составляющие восприятия: движение, речь, слух.

Отметим следующее положение: четкость произношения той или иной песни благотворно влияет на игру дошкольника, при этом присутствует ровность исполнения, а вместе с тем происходит развитие чувства ритма. Метод декламации, используемый в образовательном процессе и музыкальной деятельности в целом, направлен на выработку умения в исполнении песен не по тактам, а по фазам. При этом действует принцип «от простого – к сложному», при котором предлагаемые задания постепенно усложняются, при этом вводится такое понятие, как «пауза». Стоит объяснить дошкольникам, что такое понятие означает не остановку движений, а подготовку к последующему воспроизведению звуков. Для того, чтобы дети могли воспринимать паузу, используются различные народные песни с ритмическим прохлопыванием.

В процессе исполнения народных песен, несомненно, следует использовать различные музыкальные инструменты – трещетки, деревянные ложки, шаркунок и другие. Предоставление народных музыкальных инструментов детям позволит развить у них интонационную выразительность в процессе исполнения песен, а также ритмический слух, поможет включиться в творческий процесс и, конечно же,  соприноснуться с историей своего народа.

Стоит выделить и эффективность проблемных ситуаций в процессе исполнения народных песен. Так, например, можно предложить дошкольникам придумать концовку песенки, или же выбрать песенку для героя, чтобы он не грустил, выбрать песню для героев сказки и проыее. Подобного характера игровые проблемные ситуации послужат созданию ярких эмоций и впечатлений ребенка в процессе исполнения песен.

При обучении исполнению народных песен важно учитывать и применять различные приемы, такие, например, как: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы к детям, оценка качества исполнения детьми.

—        Показ с пояснением – пояснения, сопровождающие показ, разъяснение смысла и содержания песни.

—        Игровые приемы – использую игрушки, картинки, образные упражнения, что повышает активность, развивает сообразительность.

—        Вопросно-ответный прием – активизирует мышление, вызывает необходимость самим находить ответ

—        Оценка качества исполнения детьми – стараюсь поощрять детей, вселять уверенность, помогаю осознать и исправить свои ошибки, недостатки.

Таким образом, на основе анализа представленной информации, мы можем резюмировать следующее: чувство ритма есть определенная способность чувствовать, воспринимать музыку, передавая ее эмоциональную выразительность в движениях. В музыкальной деятельности педагога развитие чувства ритма происходит через применение различных средств, одним из наиболее эффективных является исполнение народных песен с помощью эффективных приемов и методов работы. Представленные приемы и методы работы целесообразно использовать в процессе работы по исполнению народных песен со старшими дошкольниками в контексте развития чувства ритма.

 

Список использованных источников

 

  1. Елисеева, М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания / М. Н. Елисеева. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. – С. 187-189.
  2. Колупаева, Н. И. Условия организации музыкальной деятельности / Н. И. Колупаева, Е. С. Ильина. – Текст : непосредственный // Детский сад : теория и практика. – 2014. – № 6. – С. 62–73.
  3. Михайлова, Р. О. К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р. О. Михайлова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 346 – 348.
  4. Малютина, Д. В. Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства / Д. В. Малютина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 178 – 180.

 

Добавить комментарий