КУДАШЕВА МАРИЯ ИВАНОВНА
бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методические основы развития чувства ритма у младших школьников средствами мультимедийных технологий.
Ключевые слова: ритм, чувство ритма, мультимедийные технологии, музыкальные способности, современный урок.
KUDASHEVA MARIA IVANOVNA
undergraduate, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
Abstract: The article discusses the theoretical and methodological foundations for the development of a sense of rhythm in younger students by means of multimedia technologies.
Key words: rhythm, sense of rhythm, multimedia technologies, musical abilities, modern lesson.
Проблема развития чувства ритма у школьников остаётся актуальной вот уже на протяжении многих лет. Необходимо понимать, что музыкальная педагогика не стоит на месте. Современный преподаватель музыки должен узнавать все последние разработки в области методов обучения музыки и формирования музыкальных способностей.
Мультимедийные технологии становятся мощным инструментом в образовательном процессе современного урока музыки. За последнее десятилетие создано большое количество обучающих программ, презентаций, электронных пособий, компьютерных игр, игр-тренажеров для знакомства учащихся с нотной грамотой, овладения клавиатурой, развития слуховых, ритмических навыков и т.д.
Одно из основных и необходимых форм занятия из имеющийся на уроках музыки — работа над чувством ритма. Ритм прибывает одним из ключевых и самых необходимых элементов музыки. Чувство ритма –музыкальная способность, без которой невозможна какая – либо музыкальная деятельность: ни пение, ни восприятие музыки, ни музицирование на музыкальных инструментах.
Так как чувство музыкального ритма – это комплексная способность, вводящая в себя восприятие, понимание, исполнение и созидание ритмической стороны музыкальных образов, а недостающее музыкальное развитие ребят на начальном этапе обычно является основным тормозам в их дальнейшем развитии.
Так как чувство ритма трудно поддается воспитанию, то начинать его развивать нужно именно с младшего школьного возраста, потому что в этот период происходит развитие всех сфер личности. Если человек будет обладать с этого возраста музыкально-ритмическим чувством, то для него музыкально-ритмическая задача всегда будет легче формально равно трудной задаче на внемузыкальный ритм.
Проблемой развития чувства ритма с применением мультимедийных технологий в музыкально-педагогическом процессе занимались многие педагоги и ученые. Среди них: П. В. Лобанов, Р. Х. Зарипов, Ф. Т. Хофстеттер, В. Б. Брайнин.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования чувства ритма у младших школьников, накопленные к настоящему времени данные недостаточны для раскрытия специфики и содержания задач творческого характера с использованием мультимедийных технологий, как одного из средств развития чувства ритма.
Применение мультимедиа-технологий в музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста в сочетании с традиционными методами, позволяет многократно усилить метод наглядности, значительно расширить возможности предъявления и восприятия информации, повысить мотивацию ребенка, способствовать комплексному освоению и лучшему запоминанию материала. Использование мультимедийных технологий дает возможность моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и творческие способности учащихся.
При появлении изображения на мультимедийном экране, даже пассивный ребенок, проявляет интерес к музыкальной деятельности, эмоционально откликается на различный характер музыкальных пьес, стремится двигаться под музыку. Движение, звук, анимация, цветная иллюстрация привлекает внимание детей. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать материал.
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
На начальные ступеньки музыкального воспитания школьников игра в шумовом оркестре подсобляет ребенку проявить свою индивидуальность, представить приобретенные знания и умения, развить коммуникативные качества. В основе урока должна лежать творческая эклектичная деятельность, соединяющая музыку и мультимедийные технологии, движение и слово в единое интересное импровизационное действо. Исполняя элементарные ритмические движения, учащиеся привыкают внимательно слушать музыку, что показывает благотворное воздействие на формирование других музыкальных способностей.
Об эффективности использовании мультимедиа говорят следующие позитивные факторы:
- Дети лучше воспринимают изучаемый музыкальный материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, которые еще только учатся писать и читать;
- У учащихся повышается мотивация на занятиях за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Различные ритмические изображения, движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (экскурсия в театр, филармонию);
- Закреплённые знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются в процессе общения с детьми.
Таким образом, мультимедийные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи, одним из которых является развитие чувства ритма.
Список использованных источников
- Брайнин, В. Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации. // Педагогическое образование и наука, Москва: Международная академия наук педагогического образования, – 2007. – № 2. – 25-27 с.
- Зацепина, М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности / М. Б. Зацепина. – Москва : Творческий центр, 2010. – 25-28 с. – Текст : непосредственный.
- Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М. : Таланты-XXI век, 2004. – 497 с.
- Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т. С. Овчинникова. – М.: Речь, 2021. – 962 c. – Текст : непосредственный.
- Петрушин, В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий / В. И. Петрушин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2016. – № 2 (14). – 68-82 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 233 с. – Текст : непосредственный.
- Янова, Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя : Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – 60-62 с.