ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОТЬКИНА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в начальной школе.

Ключевые слова: интерактивные методы, компьютерные технологии, музыка.

KOTKINA VIKTORIA NIKOLAEVNA

bachelor, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

THE POSSIBILITIES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN MUSIC LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Abstract: The article discusses the possibilities of using interactive teaching methods in music lessons in elementary school.

Key words: interactive methods, computer technology, music.

 

Современное развитие общества характеризуется переходом на новый этап, в котором важную роль исполняют новые информационно — коммунификационые технологии. В настоящее время стремительно растет их значимость, поскольку успешность национальной экономики и политики государства зависит от интеллектуального потенциала нации, эффективности национальной системы образования, ее способности адекватно отвечать на современные вызовы информационного века. Компьютерная грамотность является необходимым атрибутом современного человека, способствующая органической социализации в современном стремительно изменяющемся мире. Поэтому возникающие задачи требуют новых решений в создании и обновлении организации обучения, включение новейших технических и технологических средств с целью повышения эффективности и оптимизации учебного процесса. Еще К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение — тесть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Повышение эффективности урока — одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Проблемой современных педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: Б.О. Голешевич, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, С.А. Маврин, — определениями педагогической технологии; Б.Т. Лихачев, — задачами педагогической технологии; Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, А.К. Маркова, и другие — деятельностным подходом в обучении. Информационно-коммунификационные технологии рассматриваются как одни из современных тенденций методики преподавания школьных предметов. Информационно-коммунификационные технологии оказывают значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы. Музыка, являясь одним из средств эмоционально — духовного формирования личности, имеет важное значение в процессе эстетического воспитания. Она играет значительную роль в развитии внутреннего эмоционального мира современного человека. В современном музыкальном образовании также происходят процессы совершенствования методов и средств обучения и воспитания личности с учетом развития музыкальной культуры. Электронные инструменты и музыкальный мультимедийный компьютер открывают новые дидактические возможности оптимизации урока музыки в общеобразовательной школе, способствуют повышению интереса к интонационному искусству, демократизации занятий. Информационно-коммунификационные технологии придают современный уровень и урокам музыки в начальной школе, обогащают его методические возможности, позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего — это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся. Они способствуют формированию музыкально — теоретических и исторических знаний, развитию музыкальных способностей, раскрытию творческой индивидуальности ученика, который рассматривается в качестве субъекта процесса обучения. С их помощью ученики осознают себя в роли слушателя, композитора, исполнителя и звукорежиссера.

Анализируя опыт использования информационно-коммунификационных технологий на различных уроках в школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет: .обеспечить положительную мотивацию обучения; .проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); .беспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); .повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 — 2 раза; .усовершенствовать контроль знаний; .рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Информационно — коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно — ориентированные параметры учебного процесса. Применение информационно-коммунификационных технологий расширяет возможности использования образовательных технологий на уроке музыки. Мультимедийные презентации служат средством организации проблемных методов обучения в соответствии с тенденциями развития образования. Приготавливая презентацию, учителю необходимо помнить о стимулировании познавательной деятельности обучающегося на уроке музыки, создании условий для поиска взаимосвязей между жизненными пилениями и способами их объяснения с помощью музыкальных средств выразительности. При этом желательно, чтобы на уроке основным источником постановки проблемы, создателем проблемной ситуации и распространением необходимой информации стали информационно-коммунификационные технологии. Их использование способствует активному включению школьников в поисковую познавательную деятельность, в процессе которой они размышляют, рассуждают, комментируют. Ученик должен не только знать музыкальные произведения, но и уметь анализировать их образное содержание, средства музыкальной выразительности, интерпретацию исполнения. Огромное значение имеет самостоятельное открытие и осознание музыкального произведения, взаимосвязи между музыкальными культурами различных народов. Вместе с тем подобные задания не предусматривают однозначно верного ответа школьников в трактовке музыкального образа, так как ориентированы на развитие и воспитание творческой личности. Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Мультимедийные программные средства обучения отличает яркое и наглядное представление информации; возможность хранения, предоставления, работы со значительным объемом информации на оптическом цифровом носителе; линейного или гипертекстового интерактивного изложения учебного материала. В системе общего музыкального образования использование новейших информационных технических средств обучения создает благоприятные условия для развития мотивации и формирования личности школьника, его активное участие в учебном процессе обеспечивает комфортную эмоциональную атмосферу на уроке, активизирует процесс музыкального образования. Таким образом, новые информационные технологии в музыкальном образовании реализуется через программные и технические средства с целью наиболее эффективного многосредового воздействия на различные органы восприятия школьника, который становится одновременно слушателем, исполнителем, творцом — активным участником учебного процесса. Мы пришли к выводу, что использование информационно — коммунификационных технологий на уроках музыки способствует развитию музыкально — познавательных интересов школьников, лучшему усвоению знаний, профессиональному развитию самого учителя.

 

Список использованных источников

 

  1. Аголарова, П. И. Дидактические игры в музыкальном образовании дошкольников / П. И. Аголарова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2017. – №12.Киселева, О. Ф. Традиции православного воспитания / О. Ф. Киселева. – М.: Сретенский монастырь, 2014. – С. 130.
  2. Бойко, Л. А. Развитие восприятия музыкальных произведений у дошкольников / Л. А. Бойко. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2015. – №6.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2008. — 19 с.
  4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 86 с.
  5. Патаракин Е. Д., Быховский Я. С., Ястребцева Е. Н. Геокешинг Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ — М.: Институт развития образовательных технологий, 2010. – 36 с.
  6. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. — 3-е изд. — М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9–110.

Добавить комментарий