РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЕРЕЗИНА ОЛЬГА МАРАТОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования,Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

 Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы развития творческих способностей у  старших дошкольников  в процессе музыкальной деятельности.

Ключевые слова: музыкальное развитие, нравственное  воспитание, музыкальные возможности, дополнительное образование.

BEREZINA OLGA MARATOVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

 

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF MUSICAL ACTIVITY

Abstract: The article discusses the theoretical foundations of the development of creative abilities in older preschoolers in the process of musical activity.

Key words: Musical development, moral education, musical opportunities, additional education.

Развитие творческих способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и творческих. Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка средствами искусства, ведь в дошкольный период закладывается основа, на которую будут накладываться знания художественных интересов человека, его представлений и вкусов.

В наше время назревает вопрос о необходимости и потребности в развитие творческих способностей каждого ребенка, что приносит успех в жизни. Необходимо успешно влиять на формирование личности ребенка, способности быть творцом новых систем отношений с окружающим миром, используя средства и возможности различных видов искусства. Успешность обучения напрямую связано с отношением ученика к учебной деятельности. Литературная творческая направленность работы, яркое содержание, активный характер занятий – все это позволяет повысить эффективность образовательной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в школе. Обучение младших школьников необходимо связывать с жизнью и той обстановкой, которую они видят и которая им хорошо знакома.

Проблеме развития творческих способностей большое внимание уделяется как в отечественной педагогике (Д. Б. Богоявленская,  Я. А. Пономарев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов,   А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, В. А. Моляко, Н. С. Лейтес, Л. Б. Ермолаева-Томина, так и за рубежом (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Ж. Тейлор, К. Роджерс, А. Маслоу, Т. Рибо).

Анализировав определения творческих способностей разных авторов, под творческими способностями мы будем понимать индивидуально – психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения.

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

С психологической точки зрения дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

При констатирующем этапе эксперимента мы выявили существенно низкий уровень сформированности творческих способностей. Далее нами были разработаны разнообразные методические рекомендации, способствующие повыгшению уровня и формированию творческих способностей в целом. Несомненно, такие методические рекомендации с использованием музыкальной деятельности обладают высоким потенциалом в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Таким образом, цель работы, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании образовательного потенциаламузыкальной деятельности в равзвитии творческих способностей старших дошкольников, достигнута.

Список использованных источников

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. – 288 с. – Текст : непосредственный.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография / Л. И. Божович. – Санкт – Петербург : Питер, 2008. – 400с. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст : непосредственный.
  3. Божович, Л. И. Музыкальная деятельность с учетом ФГОС ДО : сборник статей / под ред. Л. И. Божович, Л. Г. Благонадежина. – Москва : Педагогика, 2018. – 382 с. – Текст : непосредственный.
  4. Бойко, И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И. Н. Бойко. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №1–8. – С. 75–79.
  5. Большакова, О. Н. Познавательное развитие в ДОО / О. Н. Большакова, О. С. Жевлакова. – Текст : непосредственный // Научный поиск : парадигмы, проекции, практики. – 2014. – С. 259–264.

Добавить комментарий