РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ НА ДОМРЕ

ЧЕРНЫШОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития внимания на начальном этапе обучения школьников игре на домре.

Ключевые слова: начальный этап обучения, развитие внимания, игра на домре.

 

CHERNYSHOVA SVETLANA ALEKSANDROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia.

 

DEVELOPMENT OF ATTENTION AT THE INITIAL STAGE OF TEACHING SCHOOL STUDENTS TO PLAY THE DOMRA

 

Abstract: The article discusses the features of attention development at the initial stage of teaching schoolchildren to play the domra.

Keywords: the initial stage of learning, attention development, playing the domra.

 

Развитие внимания – это одна из очень важных задач, возникающих в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Для начала надо понять, что само это слово – «внимание» – неоднозначно.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание имеет объём, а также определённую степень концентрации, оно может быть устойчивым и неустойчивым. Развивая у ребёнка способность быть внимательным, мы также не должны забывать о таких качествах, как умение — это внимание распределять и переключать, причём в нашем случае переключения должны быть очень быстрыми.

Отсутствие природной способности к вниманию, недостаточная организованность и непривычка к труду являются часто причиной большого «отсева» детей после первого года обучения в школе, тогда как своевременная тренировка внимания и воспитание волевых качеств помогли бы домристу преодолеть самый трудный, самый насыщенный – начальный период обучения.

При игре на домре приходится одновременно думать об очень многих вещах, причём успевать охватить вниманием всё, что необходимо не когда-либо, а в строго определённый момент времени, когда это требуется. На секунду позже – и уже сбой в игре неизбежен. Поэтому педагог обязан уделить развитию этого навыка особое внимание.

Л. А. Баренбойм выделяет три тенденции в детской исполнительской педагогике. Первая заключается в приобретении технических навыков, вторая – слуховое воспитание и третья – воспитание ребенка путем развития его творческих способностей. Начальный этап обучения включает все эти три направления, но трудность здесь в том, что какие-то моменты ребенку не под силу, не интересны. Педагогу необходимо очень умело строить процесс обучения, чтобы случайно не отпугнуть ребенка, не лишить его интереса к занятиям [3, с. 83].

Раскрывая основную направленность обучения начинающих, Г. Г. Нейгауз отмечал, что учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития, учащихся: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, и учителем игры на инструменте [7, с. 315].

И в такой сложной системе действий, как и игра на домре, контроль выполняется поэтапно. Вначале контроль сопровождает действие, сверяет результат действия с внутренним образом. Это запаздывающий контроль. Затем, по мере освоения системы действий, контроль начинает постоянно сопровождать деятельность – сопровождающий контроль. Наконец, при автоматизации действий, контроль может становиться опережающим, то есть предварять действие. Такой контроль необходим во всех видах музыкально-исполнительской деятельности.

Поэтому, непременное условие в работе музыканта — обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К. С. Станиславским для актеров при отрабатывании ролей: «Добиваюсь и хочу» (т.е. при каждом новом проигрывании пассажа, фразы, фрагмента и т.д. ставить себе четкую задачу – «я добиваюсь того-то и, того-то», «я хочу сделать то-то и то-то»). Т.е. музыканту необходимо:

  1. Научиться работать над конкретными трудностями в произведении (например, над плохим ритмом, штрихом, динамикой в отдельном такте, фразе, фрагменте и т.д., даже над каким-то отдельным скачком или соединением 2-х нот, и т.д.).
  2. Четко контролировать свою игру, работу (т.е. внимательно следить во время игры – получается или не получается, что нужно сделать, чтобы получилось, изменяется или нет, и т.д., т.е. кропотливая работа внимания и ума, чтобы не было посторонних мыслей).

Внимание очень тесно связано с контролем действий, который становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровня автоматизированного действия. Все выдающиеся музыканты, особенно исполнители, в своих заметках и высказываниях постоянно подчеркивают роль этого психического состояния в достижении высокого мастерства и молодым музыкантам помимо специальных упражнений по развитию техники следует работать и над развитием различных видов внимания.

Список использованных источников

  1. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. – Ленинград: Музыка, 1969. – 83 с.
  2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ин-т. – Екатеринбург, 1992. – 73 с.
  3. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн – М.: Наука, 1947. –274 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  5. Вольская, Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре / Т.И. Вольская // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1990. – С. 14-30.
  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – пресс, 1996. – 536 с.
  7. Николаев, Л. В. Исполнительские и педагогичекие принципы А. Б. Гольденвейзера / Л. В. Николаев // Мастера советской пианистической школы. – М.: Музгиз, 1961. – С. 115-118.

Добавить комментарий