НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К СЛУШАНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДЕМКИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, Саранск, Россия

 

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности некоторых аспектов формирования интереса к музыке академической традиции у младших школьников.

Ключевые слова: интерес, формирование, нравственность, академическая музыка, дополнительное образование.

 

DEMKINA EKATERINA ALEKSANDROVNA

bachelor, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

SOME ASPECTS OF FORMING INTEREST IN LISTENING TO ACADEMIC MUSIC IN STUDENTS PRIMARY SCHOOL AGE.

 

Abstract: This article discusses the features of some aspects of the formation of interest in the music of the academic tradition in students primary school age.

Key words: interest, formation, morality, academic music, additional education.

 

Концепция интереса как одного из важнейших факторов обучения и развития включена во многие центральные положения данного исследования. Рассмотрим подробнее роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников. Изучение интереса в младшем школьном возрасте связано, прежде всего, с формированием познавательного интереса, который является основной мотивацией познавательной деятельности, приводящей к повышению влечения и стремления к получению знаний, умений и навыков.

Познавательный интерес как мотивация к обучению имеет много преимуществ в отличие от других мотиваций (коллективной, социальной мотивации и др.) [6]:

1) Познавательный интерес как мотивация впервые осознается учащимися. «Интересно» и «неинтересно» – основные критерии оценки уроков и предметов. Учеников трудно обмануть уверенностью в важности предмета, который вы изучаете. Вызванный учителем интерес часто является основной причиной познавательной активности детей на уроке;

2) Познавательный интерес не имеет отрицательного значения по сравнению с другими мотивами, но сама учебная мотивация учеников бывает положительной и отрицательной. Например, такое утверждение, как «я люблю ходить в школу, потому что могу увидеть своих друзей», может означать, что ребенок заинтересован только в общении со своими друзьями, а в самом учебном процессе – нет;

3) Познавательные интересы наиболее доступны для изучения и восприятия, что дает нам больше возможностей контролировать их формирование;

4) Познавательный интерес побуждает ребенка к усердной учебе не только в процессе учебной деятельности, но и в свободное время. Дети могут изучать дополнительную литературу, самостоятельно выполнять интересующие их задания и упражнения, больше тренироваться и совершенствовать предмет изучения;

5) Познавательный интерес включается в структуру мотивационной системы через свою иерархическую связь с мотивами ответственности, потребности в самоутверждении, более широкой социальной и коллективной мотивацией. Эта двигательная связь развивает и обогащает личность учащегося. Таким образом, познавательный интерес взаимодействует с другими мотивами и влияет на них.

Интерес ребенка, как правило, основан на эмоциональном влечении к предметам и занятиям. При этом в процессе формирования интересов реализуются тесные связи с другими потребностями, способностями и чувством долга. Исследователь М.В. Гамезо предлагает следующий порядок возникновения интересов учащейся молодежи:

1) Интерес ребенка ко всем областям познания и деятельности возникает под влиянием окружающей среды;

2) Затем, этот интерес переносится на учебную и внеучебную деятельность, в результате чего приобретает силу, устойчивость и глубину [2].

В связи с небольшим объемом получаемых знаний познавательные интересы учащейся молодежи не всегда локализованы. Это говорит о том, что попытки учителей дать учащимся обобщенные методы решения самых разных задач часто оказываются безуспешными и лишь снижают устойчивость и интенсивность вовлеченности учащейся молодежи.

Следует иметь в виду, что интересы детей привязаны к практическим результатам, а не к процессу обучения. Это означает, что учащимся важно добиться успеха в интересующей их сфере и добиться определенного успеха в избранной деятельности. В связи с этим целесообразно ставить перед детьми доступные цели, чтобы сформировать у них глубокие и устойчивые интересы.

В то же время частое переключение внимания может негативно сказаться на усилении учебного интереса и процессе становления личности учащегося. Если опыт познавательной деятельности грамотно организован в учебном плане, это позволяет учащимся постепенно осваивать обобщенные методы решения более сложных задач.

В конечном итоге постепенный переход от простого к более сложному содержанию и помощь учащимся в достижении поставленных целей способствует укреплению и обогащению интересов учащихся. Это общие черты формирования интереса у младших школьников, которые проявляются и в формировании интереса к музыке [9].

Интерес к музыкальному искусству определяется Ю.П. Хаустовой как «удовлетворение особых потребностей проявлялось в стремлении к овладению тем или иным видом музыкальной деятельности и в сознательном выборе произведений для прослушивания (интерес к особым видам музыки)» [7]. В основе нашего интереса к музыке лежит взаимодействие следующих компонентов:

– музыкальные потребности, задающие направление сознательной деятельности учащегося в области музыки;

– признание и приумножение ценности интересующих предметов и усиление эмоциональной вовлеченности учащихся в процесс музыкальной деятельности.

– формирование волевых действий, необходимых для овладения тем или иным видом музыкальной деятельности, на основе восприятия учащимся ее значения и эмоционального переживания;

Есть три способа добиться музыкального интереса: пассивный, полуактивный и активный.

Пассивный означает слушание небрежно и бессознательно. Полуактивный метод – «аналитическое» прослушивание, которому предшествует подготовка и сознательный подбор музыкальных произведений. Положительные методы проявляются в выполнении и составлении ребенком собственной работы. Полуактивные и активные способы реализации музыкальных интересов позволяют наблюдать наиболее яркие проявления творческой инициативы. Однако дети очень редко проявляют такой музыкальный интерес. Это еще раз показывает, что формирование интереса к музыке является одной из важнейших задач на уроках музыки в начальной школе. Грамотные решения учителя позволяют учащимся улучшить свою работу, улучшить концентрацию, усилить слуховой контроль, улучшить свою выразительность и художественное выражение.

При решении задач формирования интереса к музыке и развития эстетического чутья на уроках музыки в начальной школе педагоги часто сталкиваются с равнодушным и остроумным отношением детей к предмету «музыка». Так дети постепенно теряют естественный интерес к музыкальному искусству.

В основе формирования устойчивого музыкального интереса лежит развитие обобщенного и широкого интереса к изучаемому предмету. Например, чуткое восприятие красоты вообще может пробудить в ребенке серьезное увлечение музыкой. Формирование таких интересов требует достаточно высокого уровня развития у школьника художественного вкуса, эстетических потребностей и чувств.

Воспитание глубокого музыкального интереса у младших школьников осуществляется с помощью художественно ценных музыкальных произведений, оказывающих сильное воздействие на эмоции ребенка. Использование музыкальных произведений разных жанров и эпох также положительно влияет на формирование музыкальных интересов детей. Правильный подбор музыкального репертуара для младших школьников является одним из условий успешного проведения уроков музыкального искусства. Рекомендуется включать отечественные и зарубежные классические произведения, произведения духовной музыки [3].

Активная музыкальная деятельность, направленная на изучение музыкального языка и терминологии, также важна для формирования интереса к музыке. Прослушивание хорошо структурированных музыкальных произведений, различные методы активизации восприятия и внимания учащихся способствуют развитию интересов и предпочтений учащейся молодежи, а также формированию ее музыкальных потребностей. В качестве условий формирования музыкального интереса у учащейся молодежи можно выделить следующие: активная и разнообразная музыкальная деятельность.

Обогащение знаний, умений и навыков в области музыки, развитие музыкальных способностей детей в целом ведет к формированию устойчивого интереса у младших школьников.

 

Список использованных источников

 

  1. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для пед. ин-тов / O.A. Апраксина. – М.: Просвещение, 2017. – 222 с.
  2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Оникс, 2019. – 312 с.
  3. Гришанович, Н.Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе // Теория и практика музыкально-педагогического образования: сб. науч. ст. / Н.Н. Гришанович.  – Минск, 2012. – С. 28-33.
  4. Лисова, Т.Н. Мультимедийные игры как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс].  – URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1608/18571 (дата обращения: 21.01.2023).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 39 с.
  6. Фролова, Н.А. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса // Известия Самарского научного центра РАН. – 2021. – № 2-1. – С.72-79.  [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-interes-kak-spetsificheskaya-raznovidnost-kategorii-interesa(дата обращения: 21.01.2023).
  7. Хаустова, Ю.П. Проблема формирования музыкального интереса у детей / Ю.П. Хаустова. – М.: Новая школа, – 2017. – № 4. – С.56-61.
  8. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М.: Дрофа, 2018. – 233 с.
  9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2020. – 219 с.

Добавить комментарий