ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АРСЕНТЬЕВА АННА ИВАНОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

 Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия музыки как средство развития музыкальной культуры младших школьников.

Ключевые слова: восприятие музыки, музыкальная культура, музыкально-эстетическое восприятие, развитие детей младшего школьного возраста.

ARSENTEVA ANNA IVANOVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

PERCEPTION OF MUSIC AS A MEANS OF DEVELOPMENT

MUSICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 Abstract: The article discusses the features of music perception as a means of developing the musical culture of younger students.

 Key words: perception of music, musical culture, musical and aesthetic perception, development of children of primary school age.

 Музыкальная культура — вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны –  типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.

Музыкальная культура и музыкальное восприятие являются неотъемлемой частью эстетического воспитания. В педагогике музыкальное воспитание и обучение описываются как процесс организованного усвоения главных элементов социального опыта, превращенных в разные формы музыкальной культуры.

Музыкальное искусство имеет огромное значение для формирования эстетического вкуса и культуры человека. Формирование активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает большое влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие человека. Музыкальное искусство, имеющее в себе большой мир идей, мыслей, образов и чувств, является достоянием только при условии специальной организации его культурного познания.

Активное восприятие классических музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенный. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Цель уроков музыки в школе — воспитание музыкальной культуры учащихся, развитие музыкального восприятия.

Развить музыкальное восприятие – значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые исполнителем (либо композитором) с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.

Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку –  дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Процесс развития музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в классической музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. В исследовании были проанализированы отдельные компоненты музыкальной культуры младших школьников. Установлено, что развитие музыкальной культуры как части эстетического воспитания включено в общую систему школьного образования и воспитания детей. В представленной работе рассмотрены и проанализированы  приемы развития музыкальной культуры младших школьников через восприятие классической музыки.

Список использованных источников

 

  1. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки / Т.А. Барышева – Москва, 1994. – 156 с. – Текст : непосредственный.
  2. Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие/Д.К. Кинарский. – Москва: Просвещение, 1997. – 93 с. – Текст : непосредственный.
  3. Остроменский, В.Д. Формирование музыкального восприятия / В.Д. Остроменский. – Москва: Музыка, 1975. – 122 с. – Текст : непосредственный.
  4. Тарасов, Г.С. Психология музыкального восприятия школьников / Г.С. Тарасов. – Москва, 1973. – 96 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий