РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

ЯРОВАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методические основы воспитания патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыки.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание, музыкальные возможности, дополнительное образование.

YAROVAYA YANA IGOREVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC FEELINGS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF MUSIC

Abstract: The article deals with the theoretical and methodological foundations of the education of patriotic feelings in older preschoolers by means of music.

Key words: patriotism, morality, patriotic education, musical opportunities, additional education.

 В последние десятилетия особую актуальность и значимость приобрели вопросы, связанные c патриотическим воспитанием, а также проблемы формирования гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности российской позиции, культуры и духовности. В нашей стране патриотическое воспитание преобразовалось в значимую проблему, это выражено необходимостью в развитии и укреплении идей, способствующих объединению российского общества. Наибольший интерес вызывает дальнейший процесс приобщения общества к целям и интересам продвижения России, формированию навыков и потребностей участия граждан в общественной и государственной жизни.

Патриотическое воспитание старшего дошкольника представляет собой важнейшую составляющую не только образовательного процесса, но и любого другого вида деятельности. В детском саду оно занимает одну из важных ступеней в развитии будущего гражданина и патриота своей Родины и является на данном этапе актуальной проблемой. Если человек научится раньше дорожить своим наследием предков, уважать традиции своего народа, тем самым он быстрее научится в дальнейшем проявлять активность в жизни общества и государства. Для того, чтобы правильно сформировать положительные патриотические чувства, необходимо применять системный подход в воспитании. Процесс воспитания должен проходить не эпизодично, а постоянно. Создаваться условия для самопознания и самовоспитания, использовать педагогический потенциал образовательной организации. Помогать освоить дошкольникам общественно-исторический опыт вхождения в социум, выбрать или выработать свой индивидуальный путь становления, формирования личности.

Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, потому что именно в данном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

В этом плане наиболее эффективным средством выступает музыкальная деятельность. Одной из форм организации деятельности, способствующей развитию социально значимых качеств личности, а также патриотических чувств, является различные средства музыки и музыкальной деятельности, в которую вовлекаются работники детского сада, семьи воспитанников и сами дошкольники. Такое расширение образовательного пространства благотворно отражается на развитии у детей морально – нравственных представлений о Родине, коммуникативных умений, культуры поведения и общения.

Музыкальная деятельность открывает для дошкольников широкие возможности для расширения и углубления познания мира, как предметного, так и социальных отношений. Так как дошкольники не обладают необходимыми знаниями, а также не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений.

Изучение уровня воспитанности патриотических чувств у дошкольников было проведено по следующим компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

На основании данных критериев были выделены три уровня воспитанности патриотических чувств младших школьников.

  1. Высокий уровень. Ребенок знает название страны, свой адрес; называет и узнает (по фотографиям) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет природные богатства. России, знает природно-климатические зоны, ландшафты. Всегда проявляет положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям, общественно полезному труду. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться, анализировать свои и чужие поступки.
  2. Средний уровень: Ребенок знает название страны, свой адрес; затрудняется при определении флага, герба, гимна России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать природные богатства России, природно-климатические зоны. Не всегда проявляет положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям, общественно полезному труду. Чаще всего заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует свои и чужие поступки с помощью взрослого.
  3. Низкий уровень. Ребенок не знает названия страны, своего адреса, не узнает флаг, герб, гимн страны; у него отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать природные богатства России, природно-климатические зоны. Не проявляет положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям, общественно полезному труду. Не заботится об окружающей природе, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать свои и чужие поступки даже при помощи взрослого.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал разную степень сформированности у дошкольников, большая часть из которых обладает средним и низким уровнем. Нами даны методические рекомендации по использованию музыки, которые, на наш взгляд, послужат эффективному патриотическому воспитанию. Таким образом, цель работы, которая заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании эффективности музыки в развитии патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, достигнута.

 

Список использованных источников

 

  1. Алешина, Н. В. Знакомим школьников с родным городом и страной: конспекты занятий / Н. В. Алёшина. – Москва : Перспектива, 2011. – 320 с. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в школе / Н. Ф. Андреева – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образованием. – 2015. – №1. – С. 16-24
  3. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: методическое пособие для педагогов / Ю. А. Антонов. – Москва: АРКТИ, 2003. – 148 с. – Текст : непосредственный
  4. Афанасьева, В. В. Музыкальная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у дошкольников / В. В. Афанасьева, В. И. Мишанина. – Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. – 2017. –№ 4–3. – С. 295-297.
  5. Ахмедова, С. А. Приобщение дошкольников к традиционной культуре родного края / С. А. Ахмедова, М. В. Стародубцова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы. – Уфа, 2013. – С. 41-43.
  6. Бабушкина, О. Д. Формирование представлений о родном государстве у детей дошкольного возраста / О. Д. Бабушкина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – № 3-4. – С. 135.
  7. Баландина, Г. А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие / Г. А. Баландина; Пермский государственный университет искусства и культуры. – Пермь, 2012. – 139 с. – Текст : непосредственный
  8. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): учебно-методическое пособие / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – Москва: Школьная пресса, 2003. – 144 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий