МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ (БАКАЛАВРИАТ)

УДК: 373.2(045)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, regphil@mail.ru

АБУБЕКИРОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 

Ключевые слова: мордовский музыкальный фольклор, духовно-нравственная культура, педагог музыки, песенные традиции мордвы, музыкальная подготовка бакалавров, народное музыкальное творчество, интонации мордовского народно-песенного фольклора.

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственной культуры в ходе изучения мордовского песенного  фольклора в педагогическом вузе. Изучая фольклорные образцы и авторские произведения мордовской музыкальной культуры педагоги-музыканты приобщаются к духовному пласту народного творчества, пополняя свой музыкальный опыт аутентичными интонациями, нравственным идеалам, познают тонкости души человека, картины мира в целом.

 

MORDOVIAN MUSICAL FOLKLORE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF FUTURE MUSIC TEACHERS (BACHELOR STUDIES)

Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

Abubekirova Yulia Evgenevna

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Key words: Mordovian musical folklore, spiritual and moral culture, music teacher, song traditions of Mordovian, musical training of bachelors, folk musical creativity, intonations of Mordovian folk song folklore.Abstract: the article is devoted to the problem of the formation of spiritual and moral culture in the course of studying Mordovian song folklore in a pedagogical university. Studying folklore samples and author’s works of the Mordovian musical culture, teacher-musicians join the spiritual layer of folk art, replenishing their musical experience with authentic intonations, moral ideals, they learn the subtleties of the human soul, the picture of the world as a whole

 

Происходящие в последние десятилетия политические и социально-экономические преобразования в многонациональной России неизбежно вызывает глубокие изменения в системе духовно-нравственного воспитания молодежи. Все более востребованными становятся не только общечеловеческие ценности, но и национальные идеалы, ценности национальной культуры. Национальная культура способствует формированию творческой личности, способной сохранять и продолжать духовные традиции своего народа. Национальная культура, преподносимая в органической взаимосвязи с отечественной и мировой культурами – источник и средство воспитания национального и интернационального сознания и самосознания личности, формирования гуманистических норм межнационального общения.

Особое место в этом процессе воспитания занимает важнейший элемент национальной культуры – национальная музыка как язык чувств народа, как своеобразное выражение его национального характера, традиций, обычаев. Развитая эпическая традиция – характерная черта мордовского фольклора. Древнейшие по происхождению героико-эпические песни, сказы, более поздние баллады семейно-бытовой и социально-исторической тематики, а также исторические песни составляют ценнейшее музыкально-поэтическое наследие мордовского народа. Мордовская народная музыка – это духовный и материальный мир человека, отражающий его представления об окружающем мире, обществе, природе, человеческом общении.

Мордовский фольклор – особая художественно-философская система, отражающая связи этноса с окружающим миром в процессе исторического развития; отражая в  народной музыкальной культуре мировоззрение народа, его национальный характер; веками накопленная информация сохранилась в  легендах и преданиях, нравоучительных притчах, сказках и песнях. Фольклор по своей специфике и генезису – самое массовое явление в сфере художественного творчества. В его развитии принимали и принимают участие поколения людей.

На протяжении веков совершенствовались жанры, формировались характерные произведения. Традиция устной передачи способствовала многокрасочности песнопений, сотрудничеству людей разных возрастов и поколений, возникновению у них общих идей и целей. Традиционность, коллективность, массовость и принцип устной передачи отличают народное творчество, давая ему неисчерпаемые возможности быть современным и вечным, высоко эстетичным и этическим, доступным и понятным. Идейно-эстетическая функция фольклора не ограничивается только словесными или музыкальными, бытовыми или обрядовыми сферами. Он охватывает все области духовной жизни человека, где доминирует психология коллектива [3, с. 75].

Мордовская народная песня выступает в качестве своеобразной школы общения, школы передачи от поколения к поколению образцов нравственности, идеалов красоты и добра, таких качеств, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, национальная гордость, уважение к мордовскому языку и культуре; отвечает потребностям и интересам подрастающего поколения и тесно связана с их бытом и жизнью, обладает особой привлекательностью из-за своей занимательности и многообразия жанров, что позволяет студентам проявить инициативу, развивать образную сферу, а также проявлять самостоятельность и индивидуальность в исполнительском творчестве.

Остановимся на некоторых исторических фактах, которые свидетельствуют о великой любви ученых-исследователей в области фольклористики к своему народу, душой которого является народная песня.

В известном труде «Мордовский этнографический сборник», изданном в 1910 году Академией наук, его автор и составитель академик                              А. А. Шахматов писал: «В песнях мордва обнаружила, несомненно, самостоятельное творчество. Содержание их весьма разнообразно, также разнообразен размер… Важно отметить обилие песен исторического содержания; систематическое собирание и разработка их со стороны сюжета были бы благороднейшими задачами для исследователя»[5, с. 7]. И таким исследователем стал первый мордовский ученый-просветитель –                   М. Е. Евсевьев.

В истории собирания мордовского (эрзянского и мокшанского) эпоса исследователь достиг больших успехов. Ученый-фольклорист записывал эпические произведения не специально, а в рамках общей собирательной работы. Тем не менее, по материалам М. Е. Евсевьева складывается впечатляющая картина о богатстве и своеобразии эпического творчества мордвы. Записи напевов такого рода представляют значительный интерес для музыкальной фольклористики в целом. Дорожа народно-песенным искусством как величайшим художественным достоянием, М. Е. Евсевьев впервые применил фонограф для записи напевов и текстов мордовских песен.

Значение фоно-записей, сделанных М. Е. Евсевьевым, трудно переоценить. Эти записи (более ста фонографических валиков) были обнаружены современным ученым в области фольклористики – Н. И. Бояркиным, в Республиканском краеведческом музее (которые ранее считались утерянными). Найденные уникальные материалы были тщательно изучены, отреставрированы и увидели свет в многотомном труде исследователя, вышедшего в Мордовском издательстве. Таким образом, мордовская музыкальная фольклористика сохранила единственные в своем роде «звучащие документы эпохи», запечатлевшие фольклорную традицию мордвы (в том числе и эпическую) конца XIX начала XX века [2].

Георгий Иванович Сураев-Королёв (1922-2000), заслуженный деятель искусств России (1982)  и Мордовии (1965), лауреат Государственной премии  РМ, композитор, основоположник мордовской музыкальной фольклористики, создатель и руководитель прославленного коллектива, лауреата Государственной премии РМ, фольклорного ансамбля «Келу» имени Георгия Ивановича Сураева-Королёва. Член Союза Композиторов России (1963). В феврале 2011 года  высокой чести носить имя Г. И. Сураева-Королёва удостоена Детская школа искусств Старо-Шайговского района РМ, родного района композитора.

Георгий Иванович — выдающийся мордовский музыкальный деятель, сын своего народа, композитор, страстно и преданно любящий мордовскую народную песню. Трудно назвать другого такого человека, в котором удивительным образом сочетались бы страстная увлечённость творца и глубокая пытливость учёного. Его беспокойный ум постоянно пополнялся всё новыми и новыми идеями, казалось, что ему было тесно только в одной области музыкальной деятельности. Он – одухотворённый композитор, глубокий музыкальный аналитик, увлечённый собиратель и исследователь народной музыки, заложивший основы мордовской музыкальной фольклористики, талантливый педагог, дирижёр, теоретик, создавший собственную стройную систему обучения сольфеджио в разработанном им курсе «Специальные технические приёмы развития музыкальных способностей (систематический курс сольфеджио в 365 уроках)», где впервые использована мордовская народная музыка в методических целях. Обладая незаурядным полемическим даром, он являлся автором многочисленных статей, касающихся проблем национальной музыки. Среди его учеников – Н. И. Бояркин, Н. М. Ситникова, Н. В. Кошелева и другие.

Г. И. Сураев-Королев внёс большой вклад в музыкальную фольклористику. Собирал и записывал народные песни. Большой популярностью в пользуются его обработки мордовских  народных песен для хора «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Аляняце вешеннтянза» («Тебя ищет батюшка»), «Сур велесь» («Село Сабаево»), «Келу» («Берёза»). Георгий Иванович  известен в Мордовии и как хоровой дирижёр; музыкальный редактор и составитель сборников : «Мордовские народные песни» (М., 1957, совместно с Л. С. Кавтаськиным, «Народные песни» (Саранск, 1969), «С песней по жизни» (1989), «Тебе пою, моя Мордовия» (1990). Автор ряда статей по проблемам национального музыкального искусства. Произведения  композитора исполняют профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы: «Умарина», «Келу» [4].

Н. И. Бояркин создал и руководит научно-педагогической школой в области финно-угорского (эрзянского и мокшанского) музыкального искусства. Н. И. Бояркин собирает произведения мордовской народной музыки; впервые осуществил их многоканальные звукозаписи и аналитические партитурные транскрипции; организовал первые международные музыкально-фольклорные экспедиции в Мордовии (1991-95гг.). Автор более 200 научных работ, 600 нотаций народных песен и инструментальных наигрышей, произведений вокальной, хоровой и камерно-инструментальной музыки. Составил 3-томную академическую антологию «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (Саранск, 1981-88 гг.). Бояркин – организатор (1971) и руководитель хора мордовской народной песни (1991 – народно-хоровая капелла) Мордовского государственного университета. Он — член комиссии музыковедения и фольклора СК РСФСР (1976-90гг.), президент Фонда возрождения финно-угорских народов (1989), международного общества «Калевала» (1995); научный стипендиат РАН (1997-2000 гг.); председатель комиссии по народной музыке Союза краеведов Мордовии (2000) [2].

Впоследствии эстафету в данном направлении приняла Т. И. Одинокова, профессор, автор программ по музыке («Мордовская музыка в начальной школе» Саранск, 1994 г., «Мордовский детский музыкальный фольклор»  Саранск, 1994 г., «Мордовский музыкальный фольклор в школе: 1- 4 классы» Саранск, 2004).

Плодотворно в данном направлении работает профессор Л. П. Карпушина, автор более ста научных публикаций, монографий, авторских программ и учебных пособий. Научное направление Л. П. Карпушиной – «Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений».

У каждого из вышеназванных ученых своя область исследования фольклора, но есть важное обстоятельство, которое объединяет их – это любовь к народному творчеству и мордовской музыкальной культуре, бережное и трепетное отношение к первоисточникам, забота о сохранности исполнительских традиций; создание научных направлений по изучению мордовского музыкального фольклора в вузе.

Следует отметить, что мордовские народные песни сохраняются не только как память о прошлом, о фольклорных традициях народа, но и как эмоционально яркие, впечатляющие произведения способные взволновать современного слушателя, в значительной степени благодаря музыкальной форме, которая более устойчива, консервативна по сравнению с исторически изменяющимся конкретно-смысловым содержанием текста. Приведем высказывание М. Е. Евсевьева о мордовской народной песне: «Великую силу имеет национальная песня. В ней излиты все страдания народа, вся его тоска о лучшем, все его идеалы. Каждый из нас разве не испытывал чувства восхищения, слушая родную песню, разве не охватывала нас тоска по родном краю? Мы должны беречь народную песню, как святыню, которая действует облагораживающее на человека и может смягчить его сердце. Где есть возможность необходимо образовывать народные хоры» [1]. И эти слова ученого-просветителя можно принять как руководство к действию. Автор данной работы с уверенностью может констатировать: завет, данный ученым-просветителем М. Е. Евсевьевым своим потомкам (уточним, что наш Педагогический институт носит имя этого ученого) претворяется в жизнь. В нашем институте каждый студент может найти для себя новое и интересное направление в системе дополнительного образования. В вузе создана сеть разнообразных объединений, учитывающих интересы и способности студентов: кружки, клубы по интересам, творческие мастерские (фольклорный ансамбль, вокальная студия, школа вожатского мастерства), спортивные кружки по разным видам спорта.

Сейчас я занимаюсь народным вокалом и академической вокальной техникой. Но одно другому не мешает. Специалисты, педагоги-вокалисты утверждают, что нежелательно совмещать подобные занятия. Но участие в фольклорном ансамбле помогает мне и в академическом пении. Опыт выступлений даёт определенную уверенность на сцене. Это тоже необходимо, для меня и одно, и другое важно. Мне нравится сам процесс, искусство народного пения, творческие занятия, концертные выступления   объединяют студенческий коллектив. Мы исполняем различные мордовские песни: лирические, шуточные, плясовые, песни-былины. Каждый раз во время концертных выступлений я наблюдаю за реакцией зала: если песни исполняются с душой, эмоционально-выразительно, то слушатели замирают, а в зале – тишина! Это значит, что мордовская народная песня находит эмоциональный отклик в сердцах молодого поколения, это значит, что песня затронула самые сокровенные чувства.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что образование и воспитание студентов педвуза на традициях мордовского песенного фольклора обеспечивает рост их творческой активности, формирует устойчивые художественно-эстетические потребности и интересы, а также прививает любовь к истории родного края – малой родине, обогащает знания о мордовском народе, его нравах, духовных исканий, актуализирует навыки и умения в области исполнительской интерпретации песенного творчества, культурных ценностей, в целях их сохранения и трансляции последующим поколениям. В процессе профессиональной подготовки бакалавров, призванных в будущем стать учителями музыки, весьма важную роль играют ценности и песенные традиции мордовской национальной культуры. Воспитательный потенциал музыкальной культуры мордовского народа очень разнообразен и многофункционален в отражении объективной действительности и служит отличным дидактическим материалом-носителем в вопросах духовно-нравственного воспитания студенчества.

Список использованных источников

  1. 1. Архив РМ. Ф. 267. Оп. 1. Д. Л. 103.
  2. Искусство Мордовии: Биобиблиографический справочник // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/muzyika/boyarkin-nikolaj-ivanovich.html
  3. Карпушина, Л. П. Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева; МО РМ, МРИО. – Саранск: Мордовиястат, 2019. – 165 с.
  4. Ситникова, Н. М. Страницы музыкальной истории. — Саранск, 2016.
  5. Шахматов, А. А. Мордовский этнографический сборник. Спб., 2010. С. 7.

Добавить комментарий