Навыки игры с листа в развитии творческих способностей баяниста, аккордеониста

Т. А. Шутова

Д. А. Громилина

МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой открывает чтение с листа. В формировании музыканта-исполнителя чтение нот с листа имеет огромное значение. Умение свободно читать ноты определяет темп развития обучающегося. В процессе чтения с листа проходит три стадии: вижу – слышу – играю. «Вижу» — это этап зрительного восприятия, педагог стремится к тому, чтобы учащийся воспринимал нотный текст, как можно более полно: видел тональность, размер, нюансы, чуть позже предъявляются требования к соблюдению темпа и характера.

Слышать музыку, видя её запись и не касаясь клавиатуры инструмента, — это очень сложное умение, его формирование требует большой настойчивости и систематичности. Работа в этом направлении ведётся практически на каждом занятие.

Основа подготовки к навыку беглого чтения с листа закладывается в период первого знакомства с нотами. Надо стремиться к тому, чтобы занятия на инструменте небыли механическими, формальными, только при таком течении учебного процесса в результате можно сформировать механизм сочетания зрительного восприятия, внутрислуховых представлений и мышечно-двигательных ощущений.

Предлагая учащемуся пьесу для прочтения с листа, педагог побуждает обязательно прочитывать её глазами, мысленно проанализировать, ставя целью выделить, прежде всего, внутренним слухом, «наработанные» эпизоды и те, что нужно «проиграть в уме», продумать аппликатуру. В каждой новой пьесе будут встречаться элементы новизны. Нужно научить учащегося видеть эти элементы и в уме решать новые задачи, опираясь на прежние знания.

Чтение нот с листа на баяне, аккордеоне имеет свои особенности связанные со спецификой инструмента. К ним относятся владение двумя различными клавиатурами и координация движения рук исполнителя при одновременном ведении меха баяна. Но главным при чтении нотного текста является полное исключение зрительного контроля (особенно на левой клавиатуре). Постоянный зрительный контроль над правой клавиатурой мешает чтению нот с листа, так как, переключаясь с нотного текста на клавиатуру, учащийся не может следить за нотным текстом, что ведёт к остановкам, при которых нарушается логика построения произведения. Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую можно представить объединёнными в несколько групп.

Первая группа включает действия, предваряющие игру с листа: определение характера, темпа исполняемого сочинения, основные ладотональности и размер; беглый просмотр текста с целью выявить тип изложения и ведущий метроритмический рисунок.

Вторая группа действий относится непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики «опознания» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики и построении. Работа эта осложняется тем, что слух принуждён  «обрабатывать» одновременно различные фрагменты текста: и тот, который ещё предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент, — при этом реальное звучание сличается с ожидаемым (слуховой контроль).

Действия  третьей группы  состоит в реализации «озвучивания» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата. Даже более простые виды деятельности не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с определённой долей автоматизма.

Анализ нотного текста является важной предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает баянистов, аккордеонистов к самостоятельному определению смены меха и аппликатуры. Практика показала, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащегося, звуковысотные  соотношения исполняются значительно успешнее.

Формирование навыка чтения с листа требует от педагога соблюдения принципа доступности нотного материала и последовательности его изложения. Новый текст должен быть гораздо легче и доступнее основного репертуара учащегося.

Чтобы с лёгкостью воспроизводить нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти запас «типовых оборотов», усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последовательности и т. п. Необходимо осознать принципы фактурного построения текста, логику развёртывания ритма и мелодии, характер ладогармонического развития.

Большое значение в процессе игры с листа имеют также:

— уверенная, точная ориентировка рук на клавиатурах без дополнительного контроля зрением.

— владение аппликатурной техникой, умение мгновенно выбрать лучший аппликатурный вариант.

Качество работы по чтению с листа во многом зависит от самостоятельных ежедневных занятий учащегося. В формировании и развитии навыка чтения нот с листа должна лежать систематическая, последовательная работа, которая поможет учащемуся развить способности, привить интерес и превратить этот раздел работы в творческий процесс.

Добавить комментарий