ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

УДК 374:78(045)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, regphil@mail.ru

ЕДИН ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

студент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

Ключевые слова: нравственное воспитание, школьники, урок музыки, патриотизм, гражданская позиция личности.

Аннотация: статья посвящена проблеме воспитания патриотизма и гражданских качеств личности современного школьника средствами музыки Приобщение к мировым шедеврам музыкального искусства, поможет обучающимся познавать нравственные идеалы, которые проявляются в служении родине, люби к родному краю и  семье.

EDUCATION OF PATRIOTISM AND CIVIL FEELINGS OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSIC

 Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Edin  Ivan  Serdeevich

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

     Key words: moral education, schoolchildren, music lesson, patriotism, citizenship of the individual     

Abstract: the article is devoted to the problem of educating patriotism and civic qualities of the personality of a modern schoolchild by means of music Introduction to the world masterpieces of musical art will help students to learn moral ideals that are manifested in serving the motherland, loving both the native land and the family

 

Значимость воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в отсутствии ценностных ориентиров, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей. Все это актуализировало моральный и нравственный аспект в развитии личности, в формировании гражданина-патриота. 

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Гражданское воспитание направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм выражается в проявлении любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Понятие «гражданин» является предметом изучения ряда наук. Как личность в своих отношениях к государству и праву данное понятие является юридической категорией, предметом исследования юридических наук. В социокультурном плане позиция гражданской личности наиболее полно исследована и раскрыта в научно-терминологических понятиях в области философии и социологии. Психология анализирует психические процессы и свойства, присущие личности гражданина на различных возрастных этапах его развития. Педагогика рассматривает процесс воспитания и формирования школьника как гражданина, изучает необходимые для этого возможности путей и средств.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; формирование у детей представления о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений. Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие и наслаждение. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Воздействие на сферу чувств учащихся происходит при восприятии художественных, в том числе музыкальных, произведений.

Современные школьники встречаются с музыкальным искусством на учебных дисциплинах эстетического цикла: «Музыка», «Мировая художественная культура», «Хореография», «Литература» и т. д. Важным направлением воспитательной системы данных образовательных учреждений является дополнительное образование. Также большое значение имеют музыка и строевые песни в осуществлении воинских или военизированных ритуалов. В связи с этим определяются следующие блоки образовательно-воспитательного процесса, направленные на формирование гражданских чувств, которые связаны с музыкой:

1) предметы эстетического цикла;

2) внеклассная деятельность, система дополнительного образования;

3) воинские ритуалы, строевые.

Эффективным средством воспитания гражданско-патриотических чувств является вокально-хоровая деятельность. Учителю необходимо ориентировать песенный репертуар на возрастные особенности подрастающего поколения и формировать у детей ценностное отношение к любимому жанру русского народа – песне. Через общение с самым демократическим жанром, с песней, учащиеся не только приобретают знания о закономерностях песенного жанра, но и через собственное исполнение присваивают те смысловые и интонационные составляющие, что и делает песню востребованной и необходимой для души человека.

Например, урок, посвященный гимну Российской Федерации, истории создания главного музыкального символа страны, способствует раскрытию идеи государственности, беззаветной присяги отечеству на верность и самоотверженного служения отечеству. Идея самоотверженного служения отечеству прослеживается и в песнях военных лет, к которым учитель обращается и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Включение в вокальный репертуар древних пластов песенного жанра: баллад, народных солдатских и величальных песен, кантов обеспечивает становление этнической самоидентификации учащихся с национальной культурой. Исполнение и восприятие авторских песен, песен, рожденных в «горячих точках мира», современных композиторских вокальных сочинений, посвященных патриотической теме, обогащают внутреннюю культуру человека, оказывают сильное воздействие на учащихся, так как в основе этих произведений лежат подлинные эмоции их создателей. И, конечно, от учителя зависит степень раскрытия духовно-нравственного потенциала изучаемых произведений.

Благодаря музыке гражданские чувства формируются через эмоциональное переживание, идентификацию с лирическим героем. Идентификация, в свою очередь, способствует появлению соответствующих ценностных ориентаций. Соответственно главной задачей учителя музыки является создание на уроке или во внеурочной деятельности такой психологической ситуации, в процессе которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию данных чувств.

Таким образом, урок музыки приобретает важное значение в воспитания патриотизма и гражданских чувств у подрастающего поколения современной России, поскольку музыкальное искусство реализует все аспекты патриотического воспитания, выделенные в современных исследованиях: интеллектуальный (идея объединения общества); мотивационный (духовная самореализация личности как гражданина, любящего свою Родину); волевой (проявление заботы о ближнем); деятельностный (побуждение личности к действиям, поступкам на благо Отечества); эмоциональный (проявление самых возвышенных чувств по отношению к своей стране).

 

Список использованных источников

 

  1. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко /                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     – Москва : Просвещение, 1988. – 304 с.
  2. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Москва : Современное слово, 2005. – 720 с.
  3. Вырщиков, А. Н. Патриотизм на службе России / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев // Воспитание школьников. – 2016. – № 3. – С. 7–13.

Добавить комментарий