ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УДК: 78.071.2 (045)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, regphil@mail.ru

МИРОНЕНКО ДАРЬЯ ВИКТОРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

       Ключевые слова: вокально-хоровая деятельность, младшие школьники,  певческие навыков, вокальная интонация, голосовой аппарат, певческий голос, песенный репертуар.

        Аннотация: в статье актуализируется влияние вокально-хоровой деятельности на всестороннее развитие личности младшего школьника,  развитие музыкального слуха в процессе обучения пению, с опорой на фундаментальные методики работы  с детьми над песенным репертуаром.

 VOCAL-CHORAL ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL LITERACY

 

Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

Mironenko Daria Victorovna

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

         Key words: Key words: vocal and choral activity, junior schoolchildren, singing skills, vocal intonation, vocal apparatus, singing voice, song repertoire.

Abstract: the article actualizes the influence of vocal and choral activity on the comprehensive development of the personality of a younger student, the development of musical ear in the process of learning to sing, based on fundamental methods of working with children on the song repertoire

 

 

Пение (хоровое, сольное) является одним из ведущих видов музыкальной деятельности обучающихся и доступный для каждого, в условиях образовательных учреждений, независимо от социальной принадлежности, все, что необходимо иметь для пени, – это музыкальный слух, голос и желание петь. Школьный хор — коллективный вид исполнительства, объединяющий участников-исполнителей единым творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, выполняют ведущие задачи в музыкально-эстетическом воспитании, так и в музыкальном образовании учащихся.

Руководитель хорового коллектива  (учитель музыки) формирует у детей определенные певческие навыки, развивает культуру  выразительного  и эмоционального исполнения хоровых произведений различных жанров  хоровой музыки. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально–эстетического воспитания детей, то есть культуры музыкального восприятия и исполнения. Но, пожалуй, важнейшей задачей школьного учителя музыки, хормейстера, является раскрытие духовного потенциала каждого ребенка, формирование его нравственных качеств.

Сегодня очевидно, что без духовности, которую несет с собой хоровая культура православная нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно оттого, что из душ современных школьников исчезают любовь и уважение, сострадание и сочувствие, милосердие, мораль и нравственность, – вечные ценности, которые не имеют временных границ, они актуальны во все эпохи и времена. И без духовной помощи музыкального искусства православия – русской духовной музыки просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивалась на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия в молодежной среде не возникала как таковая.

Музыкальное искусство православной ориентации является важной частью процесса музыкального воспитания в современной школе (И. В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [2, с. 102] .

В последнее время, организация и проведение концертов, фестивалей, конкурсов русской духовной музыки  в больших и малых городах России, свидетельствуют о возрождении традиций и культуры хорового исполнительства в общеобразовательных и музыкальных школах, детских хоровых студиях, центрах эстетического воспитания.

Основной целью современного музыкального образования является воспитание и развитие личности младшего школьника, его духовно-нравственной сферы, навыков музыкального исполнительства (пение, игра на простых музыкальных инструментах). Достижение этих целей невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющей частью которой является и музыкальное хоровое искусство.

Важной гранью воспитания и развития личности является духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственный примат при восприятии окружающей действительности, является наиболее сложным в воспитательном процессе. Чувства и переживания, которые вызывают художественные образы произведений музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой самосознания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему (духовному) миру человека, способности познавать свое «Я», осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в учебно-образовательном и воспитательном процессе на этом этапе обучения (младшие классы) невозможно компенсировать в дальнейшем [3].

Задачи школьного хора как вида музыкального искусства сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитора и понимания характерных особенностей данного произведения – вот что надо, прежде всего, воспитывать в учащихся на их собственном исполнительском опыте»[1, с. 84]. Для того, чтобы сделать это возможным, школьному хоровому коллективу необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [3, с. 25].

Занятия хоровым пением, с одной стороны – искусство, творческий процесс, с другой – учеба, требующая от школьника волевых усилий, преодоления трудностей, напряженного внимания. Регулярные, целенаправленные внеклассные занятия развивают у учащихся не только музыкальные способности, художественный вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание хормейстера, но также память, творческую активность, умение трудиться, ответственность, требовательность к себе и товарищам, трудолюбие.

Одним из наиболее важных аспектов музыкально-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса учащихся на уроках музыки и занятиях хора – является дидактически правильно выбранный репертуар, с учетом возрастных особенностей учащихся, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и опытом (музыкальная осведомленность). Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка с помощью музыки (хоровых произведений), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного хорового коллектива, репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.

Обращение к литургическому наследию, освоение жанров русской духовной музыки актуально на сегодняшний день. Для многих детей класса – это что-то новое и непонятное. Пусть это будет обиходный распев тропаря или песни Богородицы. Учителю необходимо постепенно, на хорошем профессиональном уровне рассказать и исполнить (что особенно важно). Ознакомление с особенностями исполнения Русской духовной музыки, передача внутреннего содержания глубоких духовных истин, поистине, этот очень сложная задача для взрослого исполнителя, не говоря уже о учащихся начальной школы.

По мнению И. В. Кошминой, социальная роль хоровой деятельности в школе возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [2, с. 22].

Итак, хоровая работа над произведениями литургических жанров, на уроках музыки, хоровых занятиях в школе – является основным  фактором формирования музыкальной и духовной культуры младших школьников, в ходе реализации задач как духовно-нравственного, так и музыкально-эстетического воспитания. Участие младших школьников в занятиях хоровых кружков, студиях позитивно  воздействует на процесс формирования  и развития общей культуры, накопление опыта музыкальной деятельности. Слушая и исполняя не сложные произведения русской духовной музыки на хоровых занятиях, школьники знакомятся с певческой культурой исполнения, приобретают навыки хорового пения и позитивный настрой в коллективной деятельности:

— ребята знакомятся с новыми музыкальными интонациями православной музыки, их слуховой опыт обогащается знанием новых произведений и жанров;

— в коллективе ребенок раскрывается, его легче узнать, обучать и направлять;

— участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои поступки и действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки);

— заметим, что участники хора (класса) самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей;

— в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-эстетические средства, положительно воздействующие на младшего школьника, усиливая позитивные влияния и нейтрализуя отрицательные.

 

Список использованных источников

  1. Кабалевский, Д. Б. Каждый класс – хор /Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. – 1983.– № 13.
  2. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – 156 с.
  3. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50-56.
  4. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г.Чесноков. – М. : Просвещение, 1961. – 245 с.
  5. Цит. по: Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – С. 20 – 25.

Добавить комментарий