ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Бормаченкова Екатерина Алексеевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

nikolaeva.katrin091286@yandex.ru

 

Аннотация: В статье актуализируется формирование навыков игры на детских шумовых музыкальных инструментах у младших школьников. Особое внимание уделено успешному использованию шумовых инструментов в ходе кружковой работы.

Ключевые слова: формирование навыков, младший школьник, шумовые музыкальные инструменты.

Bormachenkova Ekaterina Alekseevna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

nikolaeva.katrin091286@yandex.ru

AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

BY MEANS OF THEATER ART

Annotation: The article actualizes the formation of skills of playing children’s noise musical instruments in younger schoolchildren during the circle work. Special attention is paid to the successful use of noise instruments during the circle work.

Key words: formation of skills, junior high school student, noise musical instruments.

 

Важнейшей целью Федерального государственного образовательного стандарта является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. [4]

Формирование навыков игры на детских шумовых музыкальных инструментах в младшем школьном возрасте всегда было главной задачей, стоящей перед педагогами-музыкантами школьных учреждений.

Над этой проблемой в данном виде исполнительства – игре на детских шумовых музыкальных инструментах, совместно с Н. А. Метловым в двадцатые годы работали такие выдающиеся педагоги как Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер.

М. А. Румер работали над разработкой о развитии музыкально-ритмических способностей. Н. А. Метлов был первым педагогом-новатором в России, начавшим вести занятия с детьми по игре на элементарных музыкальных инструментах для развития их музыкальных способностей. Работы этих авторов продолжают совершенствовать современные педагоги-музыканты: Т. Э. Тютюнникова, С. П. Бублей, И. Г. Лаптева и М. С. Трубникова.

Т. Э. Тютюнникова, продолжающая традиции музыкального образования К. Орфа, разработала программу «Элементарное музицирование с младшими школьниками».

Все выше указанные авторы доказывают, что в процессе инструментального музицирования на детских шумовых музыкальных инструментах идет музыкальное и общее развитие детей.

Шумовой оркестр – наиболее доступный и любимый вид музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе. Основная направленность этого занятия выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, к стихам и народным песням. Особенно любимыми для младших школьников являются ударные и звенящие простейшие музыкальные инструменты, такие как погремушки, ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты, бубенцы, маракасы, бубны, барабаны, металлофоны (шумовые). Приемы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. Шумовые инструменты являются первостепенным средством, c помощью которого дети могут начать музицировать, ощутить себя в роли музыканта оркестра.

Шумовой оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству. Игра в шумовом оркестре формирует чувство коллективизма, начальные навыки игры в ансамбле, расширяет кругозор, развивает природные способности и творческую инициативу школьников.

Огромнейший вклад во внедрение элементарного музицирования, в том числе шумового оркестра в образовательный и воспитательный процесс младших школьников внес немецкий педагог Карл Орф. Для музыкального воспитания детей он предложил специальный комплект инструментов, называемых в обиходе «инструментами Орфа». Основу этого инструментария составляют звуковысотные и шумовые различных видов. Завораживающие звуки орфовских инструментов притягательны для младших школьников. A легкость и удобство игры позволяет детям почти сразу же импровизировать. Т. Тютюнникова утверждает: «Одна из причин эффективности педагогики Орфа: любовь детей к звукам, к сотворению музыки и потребность в индивидуальном, только ему присущем пути музыкального развития и совершенствования» [3, с. 111].

С помощью методов наблюдения и опроса можно сделать вывод, что применение на уроках музыки такого вида деятельности, как игра в шумовом оркестре, обогащает школьника впечатлениями, формирует моральный облик, оказывает воздействие на развитие творческих способностей. Обучаясь игре на простейших музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений.

Как писал В. Г. Белинский: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемыx глаголов, но запечатлеют их в сердце, – не перетолкуют их по-своему, не будут o ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их юные души…» [2, с. 86].

 

Список использованных источников

 

  1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта. – М. : Академия, 2002. – 268с.
  2. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. – Т. 7 / В. Г. Белинский. М. – Л., 1953 – 1959.
  3. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. / Т. Э. Тютюнникова – М. : Едиториал УРСС, 2003. – 264 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

Добавить комментарий