ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

АНЬЧКОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

Бакалавр кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, anchkova2016@gmail.com

 Ключевые слова: народная манера пения, кружковая работа, народная песня, старший дошкольный возраст, навык, дополнительное образование

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования навыков исполнения народной песни детьми старшего дошкольного возраста в ходе кружковой работы .

FORMATION OF FOLK SONG PERFORMANCE SKILLS AMONG OLDER PRESCHOOLERS DURING GROUP WORK

Anchkova Maria Viktorovna

Bachelor of the Department of Music Education

and Methods of Music Teaching

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 Keywords: folk singing style, group work, folk song, senior preschool age, skill, additional education

Abstract: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of forming the skills of performing folk songs by children of senior preschool age during group work.

 

У каждого народа есть свои песни, танцы и народные инструменты для их сопровождения или для свободного музицирования, выражения своих чувств, душевного строя. Русский народ, Россия преодолевали свои тяжѐлые периоды, побеждали в войнах, в том числе и потому, что крепки были народные традиции. Народ пел, танцевал, играл на своих национальных инструментах. «Обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, они мощные социальные средства стабилизации утвердившихся общественных отношений» [1, с. 63].

Проблемой изучения народных песен занимались В. П. Анисимов, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, К. В. Тарасова и др. Н. В. Калугина раскрывает  термин «народная манера пения» следующим образом: «Это целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды. Народная манера особенно ясно выявляется в связи с ее местной характерностью» [3, с. 41].

Народная манера пения — это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: «органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, мягкая «огласовка» согласных; легкий, свободно льющийся открытый звук, умелое использование мелизматики. Для народной певческой традиции характерна также непосредственная связь с речью — так называемая «разговорность пения» [3, с.100]. Данную особенность выделяют в своих работах специалисты-исследователи Н. В. Калугина, Н. К. Мешко.

Навыки исполнения народной песни – это совокупность выразительного исполнения, свободно льющегося открытого звука, правильного, естественного дыхания, протяженного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции, единой манеры пения и говора, исполнения движений персонажа в песне и играх [4, с. 91]. Процесс формирования навыков исполнения народных песен выстраивается на основе развернутой системы жанров народного музыкального искусства, доступных детям старшего дошкольного возраста и включает детский, календарный, свадебный, песенно-танцевальный и песенно-повествовательный фольклор [1, с. 18-30].

В основу работы о  данной теме я взяла  методику формирования исполнительско-творческих навыков Куприяновой Л. Л. В основе предлагаемой ею методики — близость речевой  и певческой фонации у малышей. Если речь ребенка не затруднена, не отягощена дефектами, то с помощью упражнений ее довольно легко приблизить к пению. А пение, в свою очередь достаточно несложно «вывести» из свободно льющегося речевого потока. Ребенок без речи не обходится ни дня, так что это обеспечивает постоянную  и непроизвольную тренировку. Все певческие  навыки, отработанные в ходе кружковой работы, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением.

Кружковая работа – одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружок народного пения – это организация внеурочной деятельности детей, целью которой является научить детей вокальному искусству [5, с. 13].

Экспериментальное обоснование процесса формирования навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в ходе кружковой деятельности проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 42» г. о. Саранск. Экспериментальное исследование включало в себя три этапа: констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап.

Целью констатирующего этапа явилась диагностика уровня сформированности навыков исполнения к русской народной песни у старших дошкольников.

Цель формирующего этапа: экспериментально проверить предложенные педагогические условия: отбор соответствующего дошкольному возрасту репертуара, основанного на наиболее доступных жанрах музыкального фольклора; использование разнообразных упражнений, активизирующих процесс формирования навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в кружковой работе; активное взаимодействие педагогов и родителей при формирование навыков исполнения народных песен у старших дошкольников, подготовке и проведении кружковых мероприятий.

Контрольный этап эксперимента проводился с целью выявления динамики сформированности навыков исполнения народных песен у старших дошкольников в ходе кружковой работы. Также как и в констатирующем этапе, детям предлагались различные задания с целью выявления качественных изменений исследуемых нами показателей. В процессе разработки диагностических заданий по формированию навыков исполнения народной песни детей старшего дошкольного возраста  мы опирались на диагностическую методику формирования исполнительско-творческих навыков у старших дошкольников, разработанную Л. Л. Куприяновой.

Проведённый эксперимент показал, что предлагаемая система педагогических условий даёт определённые положительные результаты. Высокий уровень формирования вокальных навыков возрос на 47%; низкий уровень уменьшился на 20 %.

Ребенок старшего дошкольного возраста, приобщаясь к народному творчеству, сопереживая эмоционально насыщенному его содержанию, открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, интерпретируя которые, он испытывает потребность нового общения с народной музыкой, что способствует музыкальному развитию, совершенствованию интереса к русской народной песне [4, с. 123. ].

 

Список использованных источников

  1. Куприянова, Л. Л. Вариативный метод освоения детьми песенного фольклора / Л. Л. Куприянова // Теория и методика обучения. – Москва: Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. 1990. – 581 с.
  2. Куприянова, Л. Л. К вопросу о изучении народных песен // Теория и методика обучения. – Москва: Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, 1990. – 581 с.
  3. Калугина, Н. В. К вопросу о сохранении и развитии народно-творческих традиций / Н. В. Калугина // Советское хоровое исполнительство. – Москва: Музыка, 1988. – 461 с.
  4. Лукьянов, П. Н. Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников / П. Н. Лукьянов // Музыкально – эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. – Свердловск, 1970. – 284 с.
  5. Мельников, М. Н. Сохранить родники фольклора / М. Н. Мельников // Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – Москва: Просвещение, 1991. – 137 с.

Добавить комментарий