ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАСОВОГО ПЕНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ)

УДК 783.6(045)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, regphil@mail.ru

ДАДУШКИНА ЕКАТЕРИНА CЕРГЕЕВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева, Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 Ключевые слова: музыкальное образование, учитель музыки, дирижирование, вокально-хоровые навыки, особенности вокальной работы, гласовое пение, православные традиции, духовность, нравственные ценности.

Аннотация: статья выявляет  особенности вокально-хоровой работы со студентами в классе дирижирования, актуализируется привлечение наследия музыкального искусства православия, гласового пения в музыкально-педагогический процесс, как источника и носителя духовно-нравственных ценностей прошлых поколений российского Отечества.

FORMATION VOCAL AND CHORAL SKILLS IN CONDUCTING CLASS (BASED ON SINGING OF GLASOV’S SINGING RUSSIAN ORTHODOX TRADITION)

Gryaznova Tatyana Mikhailovna

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

DADUSHKINA EKATERINA SERGEEVNA

student Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 Key words: music education, the music teacher, conducting, vocal and choral skills, especially the vocal work the musical art of the Orthodox orientation, singing of Glasov’s  tradition, succession,  spirituality and moral values.

Abstract: This article identifies features of vocal- choral work with students in the class of conducting, updated attraction heritage of musical art of Orthodoxy Glasov’ s a singing in musical and pedagogical process , as a source of support and spiritual and moral values of past generations of Russian Motherland

 

Профессия учителя музыки, которую получают студенты в педагогическом Вузе, обязывает их владеть голосом и певческими (вокально-хоровыми) навыками в высшей степени грамотно и профессионально. Педагог-музыкант должен обладать высоким интеллектом, духовной культурой, быть эстетически развитой и творческой личностью, знать хоровой репертуар, освоить мануальную технику для раскрытия и воплощения художественного замысла хоровых произведений, в дирижерской практике, освоить сложные по музыкальному языку классические, духовные и современные хоровые произведения, владеть основами вокального исполнительства. В классе дирижирования студент получает основы знаний не только по технике дирижирования в изучаемых хоровых произведениях, но также и по вокальному исполнению хоровых партий, игре партитуры на фортепиано, устному и письменному анализу произведений. Как видно из перечисленных выше задач, реализация подготовки педагога-музыканта в классе дирижирования сложна по структуре и разнообразна по форме и содержанию.

В организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов особое место принадлежит принципу выявления и развития их индивидуально-личностных, духовно-творческих возможностей. Выдвижение этого принципа обусловливается социальными и профессионально-педагогическими факторами, тем значением, которое придается сегодня в обществе задаче воспитания личности.

Основой реализации данного принципа в условиях процесса дирижерской подготовки будущих учителей музыки выступает личностно-творческий подход. Чем богаче интеллект будущего педагога-музыканта,  его воля, выше развиты его чувства, тем выше и более развит его творческий потенциал.

Задача преподавателя в классе дирижирования видится, прежде всего, в оказании методической помощи студентам в овладении основами дирижирования и вокального интонирования, в развитии музыкального слуха (мелодического и гармонического, умении слышать внутренним слухом партитуру хорового произведения). Решение обозначенных выше методических вопросов  возможно реализовать лишь на верно подобранном хоровом репертуаре, с учетом музыкальной подготовки (или без нее) студента. Репертуар должен быть доступен для студента, иначе  вся работа будет иметь непосильной характер и малоэффективной.

Мы делаем акцент на формирование и развитие вокально-хоровых навыков дирижера, это обусловлено тем, что хормейстер должен владеть знаниями в области хорового исполнительства, уметь управлять хоровым звучанием, и что, особенно важно, применять методику выстраивания хорового строя и ансамбля, решать ряд проблем, которые сопутствуют исполнению в хоре, методически верно устранять ошибки. Отсюда вытекает стратегическая задача: чтобы уметь управлять хором, дирижеру нужно самому стремиться уметь чисто интонировать и слышать фактуру хорового произведения. А это, прежде всего, связано с развитием музыкального слуха и умением чисто интонировать исполняемое хоровое произведение. Здесь уместно вспомнить слова величайшего русского композитора и хормейстера П. Г. Чеснокова: « Ели хор не чисто интонирует, то это уже не хор…» [4, с. 157].

Дирижирование (от нем.dirigieren, франц. diriger – направлять, управлять, уководить)  трактуется в музыкальной энциклопедии как «один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и так далее) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения.

Дирижер-хормейстер обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится убедить и увлечь исполнителей своим видением творческого замысла композитора, то есть представить свою художественную трактовку – интерпретацию хорового звучания.

Одной из специфических особенностей профессионального образования дирижера-хормейстера является предварительная работа с хоровой партитурой и выстраивание индивидуальной интерпретации (до того, как дирижер начинает работу со своим «инструментом» – хором). В свое время П. Г. Чесноков, выдающийся дирижер-хормейстер, автор блестящей работы «Хор и управление им», отмечал: «Дирижер должен, прежде всего, усвоить простую истину – нельзя учить других тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера» [4, с. 18].

Для работы по развитию музыкального интонирования, навыков вокального исполнения студента в классе дирижирования, мы обратились к системе осмогласия И. Дамаскина (VIII в.).

Осмогласие (восьмигласие) – ладово-мелодическая система певческого искусства Православия, представляющая собой единство определенным образом соотнесенных друг с другом песнопений (текстов и напевов) восьми гласов [1, с. 102].

Начало системе осмогласия положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из восьми дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель от первого дня Пасхи, и каждая седмица (неделя) получила свой господствующий глас. Следуя один за другим, восемь гласов за восемь недель составляют так называемый «восьмиседмичный столп». Позднее этот цикл с его богослужебными текстами стали повторять в течение года до новой Пасхи [1, с. 102].

Из песнопений восьми гласов была составлена книга октоих, вошедшая во всеобщее употребление в церквях Византийской империи. Основополагающая роль в создании октоиха и всей системы осмогласия принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину, выдающемуся гимнографу  VIII века. Благодаря осмогласию свод многочисленных церковных песнопений был приведен в единую стройную систему. В целом, «весь смысл осмогласия музыкально-певческой системы и основного закона церковного пения сводится к ограждению произвола в пени, могущего выразиться и в выборе неподходящего звукоряда или рода пения, и в создании мелодии, никакими признаками не вяжущейся с принятыми в Церкви пением, и вообще в творчестве, никаким определенным критерием не      обусловленном» [1, с. 102].

Ладово-мелодическая организация гласов основана на попевочном принципе. Каждый глас имеет свои характерные для него мелодические обороты При этом единство системы осмогласия достигается присутствием между гласами попевок, общих нескольким гласам.

Многообразие византийского осмогласия обогащалось за счет различных приемов композиции в одних и тех же гласах. Песнопения делились на «самогласны», «самоподобны» и «Подобны». Самогласен – оригинальное песнопение, напев которого не использовался в других композициях. Самоподобен, напротив, имел оригинальный напев, мог служить образцом для исполнения других песнопений того же гласа. Подобен не имел собственной оригинальной мелодии и исполнялся напевом самоподобна.

Русская Церковь заимствовала из Византии систему осмогласия. При этом тексты богослужебных книг, переведенные на церковнославянский язык, и в особенности новые службы русским святым, получили самостоятельное певческое раскрытие. Знаменный распев, которым  к началу  XVI века был изложен весь круг богослужебных песнопений.

В XVII веке в Русской Церкви возникают новые Осмогласные распевы – Греческий, Болгарский, Киевский. Постепенно сформировались монастырские распевы как местные варианты основных распевов.

В осмогласии, употребляемом ныне в Русской Церкви, объединены различные распевы: Знаменный, Киевский, Греческий. Исторически сложилось так, что стихиры, тропари, кондаки и ирмосы исполняются разными рапевами (эта традиция отражена в книгах, изданных Св. Синодом, зафиксировавших уставные напевы Русской Церкви). В результате появились бытующие ныне понятия – «стихирный глас», «тропарные» и «ирмосные» гласы.

Великое насдедие русских композиторов в области церковно-певческой традиции является гениальным примером синтеза  композиторского письма с опорой на гласовую систему И. Дамаскина. Произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, К. Шведова, П. Чеснокова красноречиво свидетельствуют нам о принадлежности их произведений канонам Русской Церкви.

Музыкальное искусство Православия является важной частью процесса музыкального образования и воспитания в современном  педагогическом процессе  (И. В. Кошмина), так как позволяет эффективно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [2, с. 102] .

Для того, чтобы сделать это возможным, дирижеру хорового коллектива необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [4, с. 25].

Особой темой, требующей тщательного изучения и осмысления современными  дирижерами, в трудах Чеснокова, является система вокально-хорового интонирования, восходящая к древней русской церковно-певческой традиции. Основанная на интонациях натурального строя, система обеспечивает не только постоянное удержание хором данной тональности (отсутствие детонации), но и дает возможность использовать многочисленные гармонические краски в звучании хоровой вертикали, недоступные в темперированном строе, что очень важно для церковного хора как в отношении выразительности гармоний, так и, особенно, в виду самой специфики пения богослужений (пение a cappella, с частой сменой лада, тональностей, чередованием унисонов и многоголосия и т.п.) и частой необходимости проводить репетиции без применения рояля. В своих работах Павел Григорьевич затронул также весьма тонкую и возвышенную стихию духовной стороны исполнения, попытался сформулировать некоторые закономерности ее, опираясь на свои собственные регентские опыты. Мысли о содержательности и бессодержательности динамических оттенков, очень важны для проникновения в суть процесса духовных произведений.

Одним из наиболее важных аспектов музыкального и вокального  воспитания и формирования музыкально культуры на уроках дирижирования – является дидактически правильно отобранный репертуар, с учетом музыкальной подготовки обучающихся, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и опытом (музыкальная осведомленность). Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира обучающего, с помощью музыки (хоровых произведений), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Таким образом, в условиях дирижерской подготовки  репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.

Обращение к литургическому наследию, проникновение в интонационную структуру песнопений в ходе освоение хоровых произведений русской духовной музыки актуально на сегодняшний день. Для многих студентов это новый и сложный процесс для восприятия. Пусть это будет обиходный распев тропаря или песни Богородицы. Педагогу необходимо постепенно, на профессиональном уровне рассказать и исполнить (что особенно важно) предлагаемые к изучению произведения. Ознакомление с особенностями исполнения произведений духовной музыки, передача внутреннего содержания глубоких духовных истин, поистине, это очень сложная задача и решать ее необходимо последовательно и методически обоснованно.

По мнению И. В. Кошминой, социальная роль дирижерско-хоровой деятельности возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [2, с. 22].

Таким образом, продуманная и методически верно выстроенная вокально-хоровая работа, основанная на интонациях системы восьмигласия  в классе дирижирования – является одним из продуктивных видов музыкальной деятельности для реализации поставленных задач как вокально-исполнительского плана, так и духовно-нравственного порядка.

Список использованных источников

 

  1. Никольский, А. В. Краткий очерк истории церковного пения в период I – X веков /А. В. Никольский // О церковном пении. Сб. статей / сост. О. В. Лада . М., 1983.– С. 50.
  2. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – С. 56.
  3. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50–56.
  4. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г.Чесноков. – М. : Просвещение, 1961. – 245 с.
  5. Цит. по: Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. – СПб. : Планета музыки, 2014. – С. 62–64.

Добавить комментарий