МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 78:373.2(045)

ББК 85.31

К 642

 

Кандрашина Вероника Викторовна

студент 4 курса баклавриата,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, nika.kandrashina@yandex.ru

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческого воображения старших дошкольников. Решение данной проблемы автор видит в использовании музыкального образа различных произведений как средства развития творчески мыслящей личности.

Ключевые слова: образ, музыкальный образ, воображение, творческое воображение, развитие творческого воображения, старший дошкольный возраст.

 

MUSICAL IMAGE AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

 

Kandrashina Veronika Viktorovna

4th year undergraduate student,

FGBOU VO «Mordovia State

Evseviev Pedagogical University, Saransk, Russia, nika.kandrashina@yandex.ru

 

Abstract: the article deals with the problem of developing the creative imagination of older preschoolers. The authors see the solution to this problem in the use of the musical image of various works as a means of developing a creatively thinking personality.

Key words: image, musical image, imagination, creative imagination, development of creative imagination, senior preschool age.

 

Воображение ̶ неотъемлемая часть творческой деятельности дошкольника, влияющая на человека в целом. В национальной педагогической энциклопедии воображение определяется как: «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта».

Учёные и педагоги часто обращают своё внимание на развитие и совершенствование данного психического процесса. Занимаясь изучением воображения французский философ–просветитель и драматург Дени Дидро так говорил про него: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком». Опираясь на данное высказывание, делаем вывод о важности развития воображения и фантазии как у ребёнка, так и у взрослого человека. Поэтому одной из главных задач воспитателей, педагогов и родителей в дошкольном возрасте является становление и развитие фантазии, а затем и творческого воображения детей. Г. Г. Кравцев утверждает, что «…воображение в дошкольном возрасте развивается от осмысления предметной среды к возникновению надситуативной внутренней позиции». [3, с.3]

Сегодня актуальной проблемой остаётся развитие творческого воображения детей. Социально–экономическая ситуация развития общества, современные стандарты и требования диктуют необходимость в творчески активных, нестандартно мыслящих личностях. Известно, всестороннее развитие человека начинается с раннего детства. Данный период становления личности является сензитивным для формирования многих психических процессов и качеств личности, в том числе и воображения.

Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на уже существующие. Ребёнок-дошкольник не может создать качественно новый продукт, но мы говорим о развитии его творческого воображения там, где он способен замечать целое раньше частей. Составлять целостный образ предмета или явления. Перенос функций с одного предмета на другой, в котором таковые отсутствуют – это одно из главных свойств творческого воображения. Оно тесно связано со способностью ребёнка идентифицироваться (ставить себя на позицию другого), сопереживать и составлять целостный образ предмета или явления.

Развивая личность, мы чаще всего пользуемся игрой как основной формой познания, ведь она близка и понятна ребёнку 3–7 лет. Но иногда игровая деятельность оказывается не достаточной для развития творческого воображения. Поэтому мы обратили своё внимание на средства музыкального языка, а именно на образы произведений композиторов классиков и возможность их влияния на развитие данного психического процесса.

Музыкальный образ – это единство двух начал: композиторского замысла и слушательского восприятия. В ходе их взаимодействия мы наблюдаем осуществление триады, описанной Б. В. Асафьевым [2, с. 21]: «композитор–исполнитель–слушатель». Такой симбиоз в музыке, являясь частью развития и становления воображения, помогает наиболее полно, ярко и целостно воспринимать объект. [4, с.33]

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязывает нас ориентироваться на принцип доступности материала предлагаемого детям. [1] Поэтому развитие творческого воображения посредством знакомства дошкольников с идейно–образным содержанием музыкального материала возможно лишь со старшего дошкольного возраста. У ребёнка 5–7 лет уже существует достаточный опыт общения с миром музыки, который помогает ему в составлении представлений о новом музыкальном материале.

Дети часто начинают фантазировать в ходе прослушивания произведения, и переносить свои внутренние образы на музыкальную канву, созданную композитором. Такие размышления детей являются ядром развития их творческого воображения. Музыкальный руководитель в данной ситуации выступает своеобразным компасом, помогающем ребёнку не заблудится в недрах своего размышления и сопоставить реальные ощущения от прослушанного с полётом своей фантазии. В ходе данного взаимодействия ребёнок, при помощи взрослого улавливает образ вкладываемый композитором в музыкальный материал и учится управлять своим воображением. Для развития творческого восприятия мира, ощущения всего спектра чувств и эмоций от общения с ним, дошкольник должен уметь пропустить окружающую его обстановку через себя, увидеть в ней множество образов и ситуаций развития событий, которые в последствии составят основу его воображения.

Знакомство с музыкальным образом начинается ещё в младших группах детского сада. В начале малыши слушают простые, короткие попевки, например: русская народная мелодия «Петушок», мордовская народная песня «Катоня», М. Лазарев «Зайчик». К старшему дошкольному возрасту у ребёнка появляется способность как эмоционально откликаться на музыку, так и фантазировать по поводу прослушанного и рассказывать о нём. Вследствие чего мы предлагаем детям более сложные музыкальные произведения с широким кругом образов: Г Струве «Моя Россия», Г. Свиридов «Парень с гармошкой». Поэтому, в старших группах детского сада следует как можно больше занятий посвящать слушанию и восприятию произведений с различным музыкальным содержанием, что позволит обогатить его творческого воображения.

Дошкольник, способный производить мыслительный анализ окружающих его явлений, видеть главное, во множестве составляющих, в последствии способен выполнять наиболее сложные задачи, ведь у него более активно работает творческое воображение, что помогает ребёнку креативно и нестандартно мыслить, открывая возможности для собственного творчества.

На сегодняшний день развитие творческого воображения детей, есть трудоёмкий и длительный процесс, результат которого мы наблюдаем лишь с течением времени. Увеличить эффективность его развития мы можем при помощи включения в него осмысления ребёнком художественного – музыкального образа произведения.

Использование образа музыкального произведения в становлении воображения старшего дошкольника призвано создать условия для развития творчески мыслящей личности.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. – Текст : непосредственный.
  2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев – Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1963. – 380 с. – Текст : непосредственный.
  3. Кравцев, Г. Г. Воображение и творчество: культурно – исторический подход / Г. Г. Кравцев. – Текст : электронный // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – № 1 (11). – С.1–11. – URL : https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n1/?ysclid=lbuonauwfk286813842.
  4. Надырова, Д. С. Работа на художественным образом музыкального произведения: учебное пособие для студентов музыкальных специальностей вузов и колледжей / Д. С. Надырова – Казань : ИДПО, 2014. – 53 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий