РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лапокина Светлана Владимировна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

slapokina@mail.ru

 

 Аннотация: В статье актуализируется важность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Одним из результативных средств в данном контексте определяется музыкально-театрализованная деятельность.

Ключевые слова: творческое воображение, старший дошкольный возраст, музыкально-театрализованная деятельность.

 

Lapokina Svetlana Vladimirovna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

slapokina@mail.ru

tatyana.kotkina.00@mail.ru

 

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES

 

       Annotation: The article actualizes the importance of developing creative imagination in older preschool children. One of the effective means in this context is musical and theatrical activity.

        Key words: creative imagination, senior preschool age, musical and theatrical activity.

 

Работа по повышению уровня развитости творческого воображения детей начинается ещё с младшего дошкольного возраста и задача педагога – продолжить работу по данному направлению. В связи с этим возникает потребность в поиске и внедрении в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения эффективных средств и методов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-театрализованная деятельность одна из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является способом развития детей [3].

Отметим, что такой аспект, как творческое воображение, является неоспоримой особенностью становления в дошкольный период, поэтому данному процессу стоит уделить особое внимание педагогам, родителям и другим участникам жизни ребенка. Если упустить развитие данного процесса, то, в последующем, дети будут испытывать трудности в принятии творческих решений, а познавательная активность будет существенно снижаться, личность дошкольника будет обедняться, утрачивая при этом и творческие способности.

Итак, творческое воображение, творческое мышление и творческие способности, несомненно, являются неоспоримым фактом развития личности дошкольника в целом, направленное на познание окружающего мира и мира социального. Достижение поставленной цели в плане развития творческого воображения состоит в использовании различных возможностей образовательного процесса с дошкольниками.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Входя в образ, дети играют любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их заинтересовало. От этого они получают огромное эмоциональное наслаждение [4].

Занятия театрализованной деятельностью помогают ребенку развить свои интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности и трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями повышают самооценку детей. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, способствуют развитию координации и сформированности общей моторики [4].

Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Театрализация сказок предполагает большой объём предварительной работы. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельность – составляющие компоненты театрализованных игр. На каждом этапе задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют по мере развития более сложные произведения.

По мнению С. Н. Томчиковой, музыкально-театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [2].

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:

— обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

— позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;

— обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

— обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

— создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

— создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Театрализация является стержнем в работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

С возрастом задачи по музыкально-театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.

Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Известно, что музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно, а именно эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Как уже было сказано ранее, именно в условиях игры, тренируется особенность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Однако музыкально-педагогическая ценность театрализации будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии их нравственных, волевых, творческих качеств личности. Данная работа направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.

Таким образом, рассмотрев сущность музыкально-театрализованной деятельности, ее роли, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность является эффективным средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Она может проходить в интересных и нетрадиционных формах в творческом взаимодействии педагога с детьми. Ненавязчиво, легко и просто рассказывать детям о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, импровизировать, придумывать. И так, при всем разнообразии музыкально-театрализованной деятельности ребенок проявляет эмоциональные чувства выразительности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, которых выражены музыкально-творческие способности; получает представление об отношениях со сверстниками, развивает доброжелательность, открытость, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владении необходимыми в этом возрасте навыками  этикета в общении с взрослыми и детьми, раскрепощается и в творческом выполнении пластических и интонационно-речевых импровизации; развивает способность использовать многочисленные и эмоционально-яркие характеристики музыкальных образов, включённых в игровое задание, владеет звуковысотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием мелодической линии, естественным звуком [2].

Применение музыкально-театрализованной деятельности создает условия, способствующие повышению уровня развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает обогащение музыкального опыта, расширяет кругозор и воспитывает эстетический вкус, который в дальнейшем будет выражаться в поступках, в отношении семьи, общества и государства.

 

 

Список использованных источников

  1. Бойко, И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И. Н. Бойко. – Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №1–8. – С. 75–79.
  2. Бурнашева, Л. В. Организационно-педагогические условия реализации музыкальной деятельности с дошкольниками / Л. В. Бурнашева, М. И. Дедюкина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. – 2014. – С. 320–323.
  3. Вахитова, Г. Х. Особенности содержания и методика дошкольного образования в аспекте компетентностного подхода. Компетентностное обновление на разных ступенях образования / Г. Х. Вахитова ; под ред. С. И. Поздеевой. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – С. 7–19.
  4. Венгер, Л. А. Психологические вопросы формирования интеллекта / Л. А. Венгер. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 32–34.
  5. Ильин, Е. П. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: учебное пособие / Е. П. Ильин. – Санкт – Петербург : Питер, 2012. – 512 с. – ISBN 978-5-459-00574-5 . – Текст : непосредственный.

6.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с. – ISBN 5-314-00016-4. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий