НАРОДНАЯ МУЗЫКА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

САУЛИНА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы развития творческих способностей у  старших дошкольников  в процессе музыкальной деятельности.

Ключевые слова: музыкальное развитие, нравственное  воспитание, музыкальные возможности, дополнительное образование.

 

SAULINA  NATALYA EVGENIEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

 

FOLK MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF CHILDREN’S ART SCHOOL STUDENTS

 

Abstract: The article discusses the theoretical foundations of the development of creative abilities in older preschoolers in the process of musical activity.

Key words: Musical development, moral education, musical opportunities, additional education.

В наше время произошло обнищание духовности современной молодежи, музыкальное искусство потеряло свою прежнюю силу, трудно стало привлечь детей к восприятию серьезных классических произведений, так как в семье уже нет традиции слушать произведения композиторов-классиков, да и средства массовой информации не решает подобную задачу. Большинство детей не являются культурными слушателями высокохудожественной классической музыки, они малоактивны и не способны на собственное суждение о воспринимаемой ими музыке, не всегда могут определить свое отношение к услышанному.

Тема постоянно актуальная, так как перед образованием всегда стояла и стоит задача развития культуры личности подростающего поколения. По утверждению специалистов все дети от природы музыкальны, а школьный возраст является периодом для формирования способностей, в том числе и музыкальных. Поэтому  сегодня особое значение приобретает исследование проблемы формирования музыкальной культуры учащегося школы искусств, которае признается учеными в области педагогики и психологии (Л. А. Венгер [12], Б. Г. Ананьев [22], В. Кильпатрик [14], А. Н. Поддьяков [11]).

Одним из способов развития музыкальной культуры учащегося детской школы искусств, на наш взгляд, являются средства народной музыки.

Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных          образах.

Лучшие создания народного музыкально – поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и        задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем глубина и значительность художественного замысла.

Первоочередной задачей современного учителя музыки является приобщение учеников к музыкальному творчеству, развитие у них духовно-нравственных чувств. Необходимо показать подрастающему поколению красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов.

Музыкальная культура – часть общечеловеческой, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности музыкального образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для осуществления образовательновоспитательных процессов. Личностно-ориентированное образование предполагает гуманистический тип педагогической культуры, в основе которого лежит целостное представление о педагогической деятельности как культурообразующей среде, где главная ценность – личность ребенка.

Таким образом, цель работы, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании образовательного потенциала народной музыки в развитии музыкальной культуры детей, достигнута.

Список использованных источников

  1. Венгер, Л. А. Совместная деятельность детей / Л. А. Венгер. – Москва : Международная педагогическая академия, 2014. – 178  с. – ISBN 5-07-002701-8. – Текст : непосредственный.
  2. Венгер, Л. А. Психологические вопросы формирования интеллекта / Л. А. Венгер. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 32–34.
  3. Арчажникова, Л. Г. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся / Л. Г. Арчажникова // Вестник ЧГПУ. – 2011. – № 4. – С. 45 – 52.

Добавить комментарий