ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 78:373.3(045)

ББК 85.314.1

М 225

Мамонова Вероника Витальевна

студентка 4 курса

Факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «МГПУ им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования музыкальной культуры младших школьников путём разучивания произведений и хорового исполнения на уроках музыки.

Ключевые слова: хоровое пение, младшие школьники, музыкальная культура.

Mamonova Veronika Vitalievna

4th year student

Faculty of Pedagogical and Art Education FSBEI HE “MSPU im. M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

CHORAL SINGING AS A MEANS OF FORMING THE MUSICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Annotation: the article deals with the problem of forming the musical culture of junior schoolchildren by learning works and choral performance in music lessons.

Key words: choral singing, junior schoolchildren, musical culture.

Многие зарубежные и отечественные педагоги поднимали вопрос музыкальной культуры общества. Современный мир требует от людей самостоятельности, активности и независимости, поэтому формирование общей культуры, и музыкальной культуры, в частности, должно быть актуальным вопросом в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст характеризуется тем, что дети стремятся к новым знаниям. Они активны в разных видах деятельности, им интересен окружающий мир. Для педагога младший школьный возраст – этап, когда важно закладывать у детей правильные ценностные установки, художественно-эстетический вкус, музыкальные предпочтения [1].

Музыкальная культура – часть общечеловеческой культуры. Сюда входят ценностные ориентиры и установки музыкального воспитания и образования, способы творческой деятельности.

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка Д.Б. Кабалевский относил: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, и музыкально-творческое развитие [2].

В современном мире ребенок каждый день слышит разную музыку: на телевидении, в магазинах, в гаджетах, в машине по радио и т.д. Ребенок в данном возрасте не может отличить примитивную, безнравственную музыку от музыки, несущей общественные ценности.

Вокально-хоровое развитие является важной и неотъемлемой частью музыкальной деятельности на уроках музыки, начиная с начальных классов. Благодаря ему можно не только сформировать вокально-хоровые навыки у детей, но и воспитать музыкальный вкус ребенка. Пение также носит огромное воспитательное значение.

Важная задача педагога при подборе репертуара учитывать не только возрастные особенности голосового аппарата ребенка, но и содержание произведений. По программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной детям предлагаются различный музыкальный материал для разучивания.  В начальной школе дети знакомятся с вокальными произведениями М.И.Глинки, Г. Струве, Г. Гладкова, В. Шаинского, Р. Паулса, Е. Крылатова, И.Дунаевского, А. Филлипенко и др.

Благодаря разучиванию произведений дети могут понять особенности стиля композитора, идейное содержание их произведений. Программа предлагает различный тематизм сочинений для хорового исполнения: колыбельные, песни патриотического содержания, новогодние песни и т.д. Также через исполнение народных песен дети знакомятся с культурой и особенностями разных народов мира. Самостоятельное исполнение музыкального материала дает детям возможность пережить разные эмоции: радость, грусть, сострадание, восхищение, гордость и т.д.

Таким образом, хоровое пение способствует расширению кругозора детей, знакомит их я различными явлениями окружающего мира, обогащает их духовно.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, 2005.
  2. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя. — М.: Книга, 2004г.
  3. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учеб ников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 64 с.

Добавить комментарий