Гитара для начинающих

Строганова Алина Александровна

Студентка группы ПДМ-120

 

Я играю на гитаре уже семь лет, можно сказать, что я прошла большой путь от новичка, который с музыкой имеет мало что общего к  человеку с навыком выше среднего. Все начиналось с малого, в кружок гитары был набор новых учеников, куда я успешно пошла и не пожалела, я полюбила гитару, музыку, исполнительство, это стало частью жизни. Данный инструмент очень красиво звучит и на нем можно исполнить любую музыку: народную, классическую, эстрадную. Самое главное это то, что гитара подойдет каждому: как профессионалу, так и любителю. Многие люди бояться начать, либо им не хватает мотивации, в своей работе мне хочется отразить наиболее эффективные способы развития интереса к музыке.

Цель работы:  выявить возможности гитары как инструмента развития музыкальных способностей обучающихся

Задачи:

  1. Определить роль гитары в развитии музыкальных способностей.
  2. Исследовать интерес к инструментальной музыке и игре на гитаре.

Актуальность темы: часто дети не занимаются музыкой из-за страха: это тяжело, долго, скучно. В своей работе я бы хотела доказать, что это не так, что музыка – это возможность проявить себя, увидеть новую строну – творческую. Гитара подходит для этого как нельзя лучше, ведь научиться играть на ней может каждый.

Методы исследования

поиск информации

отбор информации

анкетирование

обработка, анализ результатов

систематизация собственного опыта

Гипотеза. Я считаю, что самое важное в изучении нового – это интерес, без которого ни одно дело не пойдет, поэтому следует выявить эффективные способы мотивации игры на гитаре.

Предмет изучения: Теоретический и практический аспекты развития интереса к  игре на гитаре начинающих.

Развитие интереса к игре на гитаре у начинающих

Изучение работ видных отечественных ученых, а также собственные наблюдения за музыкально-педагогическим процессом привели нас к выводу о том, что на занятиях музыкальный интерес проявляется в процессе овладения знаниями, умениями и навыками игры на инструменте. Однако формальное обучение игре на инструменте, при котором главное внимание уделяется приобретению технических навыков – не приносит ничего, кроме вреда и обычно завершается тем, что у ученика вместо интереса появляется равнодушие, либо даже отвращение к музыкальным занятиям.

Учитывая неразрывную взаимосвязь музыкального интереса с эстетическим, а также принимая во внимание его структуру,  вслед за К.Л. Перегудовой признаем в качестве основных следующие показатели интереса к обучению игре на гитаре:

  1. Увлеченность процессом музыкально-исполнительской деятельности (эмоциональный отклик на музыку, наличие положительных эмоциональных реакций);
  2. Высокий уровень технического овладения исполнительскими умениями и навыками (слухо-двигательная координация, качество исполнения);
  3. Мыслительная активность (осмысленность исполнения, наличие музыкально-слухового самоконтроля, внимания, скорость запоминания музыкального текста, адекватность музыкально-слуховых представлений);
  4. Характер протекания учебной деятельности (репродуктивный или с элементами творчества, переживание результатов деятельности);
  5. Проявление самостоятельности в музыкальной деятельности (выступление на концертах, применение и самостоятельное пополнение полученных знаний, умений и навыков).

Педагогически целесообразным представляется выделение условных уровней в развитии интереса к музыкально-исполнительской деятельности, зависящих от меры проявления названных показателей.

Первый уровень связан с эпизодически возникающим, неустойчивым интересом; любопытством к занимательным, необычным сторонам изучаемого музыкального произведения (оригинальность ритмического рисунка или приема игры, национальное своеобразие мелодии или гармонии…). Возникающий интерес имеет  ситуативный характер, но при соответствующих продуктивных занятиях может стать предпосылкой эмоциональной отзывчивости на музыку. Названный интерес – поверхностный, он не касается сущности музыкальных произведений. Неустойчивость музыкально-слухового внимания  затрудняет восприятие музыки. Музыкальное искусство относится к временным искусствам (музыкальное произведение звучит, развивается во времени), а потому для ее полноценного восприятия необходим развитый навык слушания – понимания. Устойчивое музыкальное внимание и составляет основу этого навыка.

Данный этап характеризуется полной бездейственностью учащегося при первом столкновении с трудностями. Ученики не хотят утруждать себя каким-либо усилием, работой мысли, поиском решения задачи. Отчасти это объяснимо небольшим объемом знаний, но учащиеся и не делают ничего для того, чтобы расширить этот объем: не читают дополнительной литературы о музыке, если слушают, то не слышат ее, к музыкальным занятиям на инструменте относятся формально.

Второй уровень развития музыкального интереса, по мнению К.Л. Перегудовой, формируется не сам по себе, а только при целенаправленном руководстве преподавателя. Происходит постепенное постижение сущности музыкальных явлений путем приобретения знаний по музыкальной теории: о средствах музыкальной выразительности, строении музыкальных форм (на простейшем уровне), стилевых особенностях музыки того или иного композитора.

Овладение новыми исполнительскими навыками также повышает уровень восприятия. Полученные знания способствуют лучшей концентрации внимания, слуха и памяти, что в конечном счете влияет на появление эмоциональной отзывчивости на музыку. На первом этапе чувства и переживания при слушании музыки возникали на внемузыкальной основе (реакция на название произведения или его исполнение на концерте), то усвоение новых знаний о музыке, обретение новых навыков, позволяют вскрыть причинно-следственные связи музыкального содержания и формы, осмысливать услышанное. Повышается мыслительная активность учащихся, они лучше и быстрее усваивают новые музыкальные произведения, могут сравнить их между собой, выделить в них главное (мелодию и сопровождение). Однако и для вслушивания, и для активизации умственной работы требуются внешние побудители в виде задания, данного учителем. Большинство трудностей преодолевается на классных занятиях, с помощью педагога.

Постепенно на основе приобретенного музыкального опыта у учащихся возникает оценочное отношение к различным сторонам музыкального искусства. Ученики начинают общаться между собой на интересующие их музыкальные темы, стараются высказать собственное мнение, представить свою оценку в виде оценочных эстетических суждений. Изредка можно наблюдать случаи самостоятельного поиска учеником информации – о конкретном исполнителе, определенном произведении. Такие проявления самостоятельности носят временный характер; занятия игрой на инструменте ведется эпизодически, от случая к случаю.

Третий уровень – наиболее высокий уровень самостоятельной активности учащихся. Полученные на занятиях знания применяются в практической деятельности, исполнительская деятельность протекает достаточно активно.  Музыка становится осмысленным объектом, имеющим содержание, которое можно понять, воспринять на эмоциональном уровне сознания.

По справедливому замечанию Б.М. Теплова «музыка прежде всего есть путь к познанию  огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством». Однако, хотя переживание музыки должно быть эмоциональным, оно не должно быть эмоциональным исключительно. Музыка – отражение эмоционального восприятия мира, но восприятие ее самой возможно лишь в сочетании с другими средствами познания. Н.А. Римский Корсаков мудро замечал, что «хотя настроения и остаются главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».

Воспринимая музыкальные произведения, учащиеся на данном этапе способны наслаждаться процессом слушания-понимания музыки, эмоционально полно переживают вложенные в музыкальное произведение мысли и чувства. С увлечением начинает протекать и процесс самостоятельной работы учащегося над произведением. Уровень технической оснащенности позволяет не испытывать постоянных сложностей при знакомстве с новым музыкальным текстом; возникает спортивный интерес узнать больше; появляется желание посещать концерты, собирать фонотеку, музицировать.

Среди педагогических условий формирования интереса к игре на гитаре в качестве первого необходимо назвать любовь к музыке у педагога. Для того, чтобы успешно руководить формированием музыкального интереса, учитель должен любить музыку сам, постоянно интересоваться событиями музыкальной жизни в своей городе и шире – стране и мире.

Многое зависит от исполнительского мастерства педагога. Ведь впервые на уроке учащиеся знакомятся с музыкальным произведением именно в исполнении учителя. В удаленных от центра районах музыкально-исполнительская деятельность преподавателя зачастую бывает единственным источником музыкальных впечатлений: и именно от его исполнительского мастерства зависит, смогут ли учащиеся понять, увлечься музыкальным произведением, или  оно оставит их равнодушными. Хорошее исполнение – показ преподавателя – может пробудить фантазию ученика, «будит» слух и мышление, раскрывает сердце, очаровывает музыкой, побуждая к самостоятельным действиям, проявлению творческой инициативы.

По мнению многих ученых и музыкантов педагогов-практиков формирование музыкального интереса наиболее успешно проходит в условиях коллективного музицирования. Мы согласны с этим мнением, тем более что в подростковом возрасте мнение окружающей группы чрезвычайно важно. Создать из класса своих учеников группу, связанную общими целями и интересами – важная задача стоящая перед педагогом.

С определенного момента достижения уровня технической оснащенности учащегося, можно подключать его к участию в оркестре народных инструментов. Работа в коллективе является стимулом для интенсивной мыслительной деятельности. В результате коллективного процесса музицирования возникает дух товарищества, чувство «локтя», чувство ансамбля, заинтересованности успехами каждого и общим делом – музыкой. Вместе с чувством товарищества возникает и дух честного соперничества – за исполнение ведущей партии, за участие в концерте и т.д.

Чрезвычайно важен для формирования интереса к обучению игре на инструменте репертуар, избранный педагогом в качестве учебного материала. Гитарный репертуар многообразен и разностилен. Композиторы, начиная с XV столетия (когда гитара начала постепенно вытеснять лютню), сочиняли множество произведений для этого инструмента – одного из самых популярных в музыкальном быту. Среди наиболее знаменитых можно назвать: Фернандо Сора (1778-1839), Мауро Джулиани(1781-1828), Никколо Паганини (1782-1840), Франсиско Таррега (1852-1909), Мануэля де Фалью (1876-1946), Эйтора Вилья-Лобос (1887-1959), Аугустина Барриоса Мангоре (1885-1944),  Брайана Фернихоу (р. 1943) и Лучано Берио (1925-2003), а также современных отечественных гитаристов-композиторов. Отдельный раздел гитарного репертуара составляют многочисленные переложения – от лютневых произведений И.С. Баха и Дж. Доуленда до фортепианных сочинений Э. Гранадоса, И. Альбениса и А. Пьяццоллы. Кроме того, значительной частью гитарного репертуара являются песни и танцы разных народов. Начиная со второй половины 1960-х годов издательство «Музыка» выпускало специальный ежегодный сборник – «Репертуар гитариста», в котором наряду с пьесами, созданными для классической шестиструнной гитары, печатались и переложения для этого инструмента, созданные замечательными исполнителями. Было издано 42 выпуска (см. список нотных изданий) и они до сих пор являются  «золотым фондом» гитарного репертуара – причем, эти сборники включают пьесы, как доступные начинающим исполнителям, так и предназначенные для концертных выступлений гитаристов-мастеров.

В первые десятилетия  XXI века разнообразные российские издательства стали выпускать как авторские школы игры на гитаре, так и сборники пьес – переложений, авторских песен, популярной музыки, джазовых стандартов и т.д. В настоящий момент ищущему преподавателю гитаристу не составит труда найти учебное произведение с учетом любых музыкальных пристрастий учащегося-подростка. Но, конечно педагог должен позаботиться о том, чтобы произведение это было «по силам» учащемуся, или самому создать «облегченный» вариант переложения.

Таким образом, при выборе репертуара, преподаватель должен руководствоваться критериями Д.Б. Кабалевского – художественность и увлекательность, педагогическая целесообразность произведения.

На наш взгляд, самым важным педагогическим условием формирования у учащихся–подростков интереса к обучению игре на гитаре является готовность педагога к развитию интереса к музыкально-исполнительской деятельности учащихся, и в связи с этим — целесообразно организованная деятельность учащихся. Причем организация должна касаться как учебных занятий, так и домашних.

Методика работы, сочетающая традиционные разделы (приобретение навыков игры на инструменте, изучение текста сочинения) и лекционно-познавательные элементы – является на наш взгляд оптимальным вариантом, стимулирующим творческую активность, самостоятельность мышления и интерес учеников к процессу обучения музыкальному исполнительству.

Конечно, углубляться на уроке в теоретизирование учебных сведений нельзя, но небольшой рассказ педагога, в занимательной форме объясняющий историю возникновения инструмента, появление тех или иных приемов исполнения, историю создания произведения, посвященный раскрытию художественного образа произведения или анализу средств его музыкальной выразительности – может дать отдых уставшим на уроке мышцам, создать момент «переключения внимания» учащегося и помочь установить эмоциональный контакт учитель –ученик, который так важно  сохранить при обучении подростков.

Переключение внимания учащегося с одного вида деятельности на другой – еще одно условие педагогического успеха в формировании интереса к обучению игре на музыкальном инструменте.

Учитывая необходимость постоянного обогащения слухового опыта учащегося, с тем чтобы расширить репертуар ученика, преподаватель может использовать разные варианты изучения произведений. Некоторые – два-три в полугодие доводятся до степени концертного исполнения; другие могут быть «сданы» в классном порядке по нотам. Кроме того, зная о пристрастии сегодняшней молодежи к компьютеру, можно давать домашнее задание по нахождению и прослушиванию музыки в Интернете. Можно даже ввести в практику «Дневник слушателя» по аналогии с «Дневником читателя», достаточно распространенным в практике СОШ. Слушание музыки должно быть целенаправленным, и служить задаче последовательного ознакомления с определенными музыкальными явлениями.

В практической работе по формированию интереса к обучению игре на гитаре представляется логичным руководствоваться схемой В.П. Анисимова «удивление – любопытство – любознательность — интерес»[1]. Ученый отмечет, что сохранность этого механизма эмоциональной регуляции можно обеспечить только при условии конструктивного удовлетворения потребности в психологически комфортной деятельности. Сложность педагогической работы и состоит в создании таких условий формирования познавательной мотивации, где появление возникающих трудностей (внутреннего и внешнего характера) было бы посильным, а значит успешно переживаемым.

Список использованных источников

1.Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей : Учебн. пособие / В.П. Анисимов.  – М: Владос, 2004.-130с.

2.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей : учебн. пособие/Д.Б. Богоявленская.- М: Академия, 2012.- 32с.

3.Веницкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М.: Кифара, 1997

4.Гитман А. Ф. Донотный период начального обучения гитариста. — М.: Престо, 2003

5.Гитман А. Ф. Как научит играть на гитаре. — М.: Классика — XXI. — 2006

6.Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская.-М : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

7.Грецов, А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание [Текст]: учебн. пособие /А.Г. Грецов. –Питер,2011.-58c.

8.Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития : учебн. пособие/  Е.А. Дубровская — М., «Просвещение», 2006. – 331 с.

9.Жидкова, Н.Ю. Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ в условиях внедрения ФГОС : учебно-метод. пособие /Н.Ю. Жидкова.-М: Академия развития, 2015.-36с.

10.Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 11-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010

11.Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Е.А.Медведевой. – М:Академия, 2002.-224с.

12.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей : учебн. пособие / М.А. Михайлова. -Ярославль: Академия наук, 2015.-116с.

13.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей: учебн. пособие / Б. М Теплов. -М: Наука, 2003 . — 377с.

14.Фокин,  Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Г.Фокин.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

Добавить комментарий