РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

УДК 378(045)

ББК 74.58

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры
художественного и музыкального образования

«МГПУ имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

ЩЕГЛОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

магистрант 3 курса группы ПЗОМ-121

«МГПУ имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, katushka.arefieva@yandex.ru

 

 

 

Ключевые слова: творческое воображение, младший школьный возраст, учебная деятельность, восприятие, творчество.

Аннотация: В статье рассматривается роль воображения с точки зрения психологии и педагогики, его влияние на процесс обучения, отмечены этапы развития творческого воображения у младшего школьного возраста, перечислены его показатели.

 

THE ROLE OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT IN THE LEARNING PROCESS

 

MILITSINA OLGA VIKTOROVNA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

art and music education

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, choral.kaf@yandex.ru

 

SHCHEGLOVA EKATERINA EVGENIEVNA

3rd year master’s student of the PZOM-121 group

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, katushka.arefieva@yandex.ru

 

Keywords: development of imagination in primary school age in the learning process, creative imagination, primary school age, educational activity, perception, creativity.

Abstract: The article examines the role of imagination from the point of view of psychology and pedagogy, its influence on the learning process, the stages of development of creative imagination in primary school age are noted, its indicators are listed.

 

На сегодняшний день одной из актуальных задач современного образования является развитие творческого потенциала обучающихся. Во многом воспитание творческой личности зависит от степени такого личностного образования как воображение.

Проблема развития воображения охарактеризована в трудах А. В. Брушлинского, В. М. Вундта, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

Многими учеными отмечается дискуссионность вопросов, связанных с сущностью воображения и его связями с другими процессами.

В психологии (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. В. Петровский) воображение рассматривается как «психический процесс создания нового образа или ситуации путем перестройки уже имеющихся представлений» в котором по-своему неповторимо и индивидуально отображается внешний мир [3]. В этом смысле ученые акцентируют сходство воображения с мышлением и доводят это до тождества указанных процессов

Другие исследователи (Е. А. Волгуснова, А.  Г. Маклаков) считают, что воображение проявляется в сознании личности и является одним из познавательных  процессов, который характеризуется высокой степенью наглядности и конкретности. Воображение имеет связь с другими процессами, но не уподобляется последним [2, с. 32]. Эта же точка зрения прослеживается в Психологическом словаре, трактующем воображение, как «способность создавать представление отсутствующего или реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [4, с. 82].

С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [5, с. 72].

Важную особенность развития творческого воображения у детей в своих трудах в психологии раскрывали А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Они связывали развитие воображения с развитием учебной деятельности ребенка, а также изобразительной, музыкальной, художественно-литературной, конструктивной деятельностью. На этапе поступления ребенка в школу, когда происходит смена одной деятельности на другую, а именно учебную, происходит перестройка всех познавательных процессов, благодаря его включении в систему межличностных отношений. Ему становятся характерны такие познавательные процессы как продуктивность, устойчивость, произвольность.

Анализ различных психолого-педагогических источников позволяет сделать вывод о том, что воображение есть процесс создания нового образа на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение тесно связано с творчеством. И как ни странно эта зависимость обратная, то есть именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Также важной особенностью является то, что воображение протекает и в мыслительном, и в наглядном плане. Поэтому можно отнести воображение и к мыслительной деятельности, и к формам чувственного отражения действительности.

Наиболее перспективным для развития воображения является младший школьный возраст. В этот период для детей характерны острота и свежесть восприятия. Им свойственна «недостаточность углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии; связь восприятия с действиями, ярко выраженная эмоциональность» [5, с.76].

Воображение – важнейший из познавательных процессов, который формируется и развивается в процессе учебной деятельности. К основным тенденциям развития воображения младшего школьника относят: усовершенствование воссоздающего воображения, связанного с представлением ранее увиденного созданного образа воспринятого рисунка, схемы и др. Представления становятся более реалистичными, перестают существовать фрагментами и объединяются в систему. Так же получает свое дальнейшее развитие творческое воображение.

Часто педагоги отмечают, что дети младшего школьного возраста неумышленно дополняют, обогащают какое-либо событие выдуманными потребностями, в случае привлечения внимания взрослого к своему рассказу, возвышаясь в глазах других. Развитие творческого воображения и получение новых знаний в младшем школьном возрасте неразрывно связаны друг с другом. Поэтому развитие творческого воображения способствует лучшему усвоению знаний. Он тесно связанно с развитием высших психических функций (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимым для усвоению знаний.

Обучающиеся младшего школьного возраста часто фантазируя, опираются на конкретные знания, где умело различают действительность и вымысел. Из сказанного можно сделать вывод, что младшие школьники способны к целенаправленному творческому воображению. Л. С. Выготский в своей работе пишет: «Младший школьник может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, однако, больше доверяя продуктам своего воображения и меньше контролируя их» [3, c. 39].

М. Э. Ванник выделила основные этапы развития творческого воображения обучающихся:

– подготовительный (мотивирование к созданию);

– вынашивание замысла (эскиз, зарисовка);

– реализация замысла (создание конкретного образа);

– представление результата (выставка работ) [1, с.  9]

К показателям творческого воображения младших школьников исследователями относятся:

– количественная продуктивность их деятельности;

– гибкость использования идеи;

– оригинальность воображения.

Можно сказать, что процесс развития творческого воображения определяется многими факторами: общий уровень интеллектуального развития, высокий уровень мышления познавательной активности, специфика предметной среды. Так же следует учитывать, что важную рол в этом процессе играет личность педагога, его творческий потенциал и уровень профессионализма.

Развитие творческого воображения важно формировать в процессе учебной деятельности. Это возможно посредством создания педагогом ярких образов, рисующих картины прошлого различных стран и народов, жизнь растений и животных, в продолжение рассказов, начатых учителем, самостоятельное раскрывание определенных тем.

Чтобы фантазии и грезы не были пустыми, необходимо помочь ребенку правильно использовать свои возможности воображения, научить применять их в учебной деятельности, способствовать развитию абстрактного мышления, внимания, творческой деятельности.

Подводя итоги выше сказанному, основная задача педагога – развить воображение учащегося, что бы он смог в полной мере передать достаточно ярко и точно свои представления. У детей с развитым воображением больше возможностей успешного обучения. Развивая у младшего школьника воображение, педагог развивает все его когнитивные функции и умения, которые необходимы в обучении. Творческое воображение способствует лучшему самовыражению в различных видах деятельности. Деятельность воображения представляет собой путь познания и освоения ребенком окружающей действительности, увеличения границ личного опыта, важнейшую предпосылку развития способности к творчеству.

Список использованных источников

 

  1. Ванник, М. Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2006. – 22 с.
  2. Волгуснова, Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения : монография / Е.А. Волгуснова. – Шадринск, 2014. – 181 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С.  Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. – 93 с.
  4. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. − 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Астрель, 2015. – 479 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Издательство: Питер, 2002. – 720 с.
  6. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 1999. – 360 с.

Добавить комментарий