ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шалаева Екатерина Петровна,

студент 3 курса бакалавриата, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Науч. руководитель — Кобозева Инна Сергеевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного

и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

В современном обществе наблюдается высокий спрос на тему культуры своего народа, памяти предков. Каждый человек должен ценить свой родной край, свою Родину. Российская Федерация является многонациональным государством. На территории нашей страны проживает более 190 народов, в число которых входят коренные малые и автохтонные народы страны, наиболее крупными народами, проживающими на территории России, являются: татары, чеченцы, башкиры, чуваши, аварцы, армяне, украинцы, даргинцы и казахи; русские составили 105, 6 млн из тех, кто указали свою национальную принадлежность, а именно из 130, 6 млн. Данная информация отраженна в результатах переписи населения 2021 года [5].

Важнейшей государственной задачей является реализация развития этнокультур, конфессиональных культур, национальных культур и неконфликтного их сосуществования. «Современное многокультурное общество – пишет  И. С. Кобозева, –  нуждается в поликультурной личности, компетентном человеке, носителе своей этнокультуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами .В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема поликультурной направленности образования» [8].

В. С. Зайцев обращает внимание на то, что «поликультурность – это способность человека интегрировать в своем сознании разные культурные пласты, области, смыслы, значения. Человек становится подлинным субъектом культурно-исторического и образовательного пространства» [4, с. 5].

Каждый день, общаясь друг с другом, мы сами того не замечая, взаимодействуем с представителями разных культур. Живя в России можно сказать про каждого человека, имеющего гражданство РФ, что он русский, но одновременно с этим, каждый из нас является представителем культуры своей малой родины.

«Сохранение и развитие культурного многообразия народов, укрепление единства и духовной общности многонационального народа России» указаны среди целей и приоритетных направлений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [6].

Поликультурность была предметом исследования Е. В. Бондаревской, И. С. Кобозевой, С. И. Левиковой, В. Прошадовым, Е. С. Рапацевичем  и другими.

И. С. Кобозева указывает, что «поликультурность включает в себя полиэтничность и многоконфессиональность. При этом в категории «поликультура» приставка «поли» характеризует не просто совокупную множественность тех или иных этнонациональных культур, а степень содержания, уровень их развития в пространственно-временных координатах» [7, с.42-43].

Данный факт находит своё подтверждение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в приоритетном национальном проекте «Образование». Так,  Б.С. Гершунский пишет, что образование  несет в себе поликультурную миссию, представляя собой «системообразующий фактор духовной интеграции социумов» [3, с. 185].

Большое внимание данной теме должно уделяться в образовательных организациях, это поможет как в образовательном процессе, так и в комфортном взаимодействии детей друг с другом.

Г. М. Коджаспирова видит в поликультурном образовании «идею нового движения в сфере образования» [9]; Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров рассматривают поликультурное образование, как «признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, осознание человеком своих этнических корней и уважение к другим культурам» [6].

«Назначение поликультурного образования – пишет Н. Г. Филонов, – реализуется посредством признания человеческой национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур» [10, с.102].

Диалог культур черезвычайно важен для каждого из нас и для нашей страны в целом, так как благодаря ему возможно более быстрое движение  к результату – взаимообогащению всех национальных культур.

Вышеизложенное дает основание заключить, что цель поликультурного образования заключается в формировании ценностных ориентаций личности в культуре своей малой родины и  в отечественной культуре; в создании поликультурной среды, в которой реализуется развитие  поликультурной личности, способной к взаимодействию с представителями различных национальных культур.

Сказанное подтверждается мнением В. В. Макаева, З. А. Малькова и Л. Л. Супрунова. Они утверждают, что «цель поликультурности современного образования заключается в формировании  толерантной личности, способной активно взаимодействовать с представителями иных этнических культур» [4].

«Содержание поликультурного образования – пишет Л. Л. Супрунова, — ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; на обучение студентов технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у будущих педагогов способностей к критическому освоению поликультурной реальности» [1].

Среди проблем современного образования выделяется и поликультурное просвещение школьников, содержание которого заключается в усвоении обучающимися знаний о культуре своего края, о культурных ценностях других народов.

Вместе с тем, практика показывает, что попытка решения вопросов формирования поликультурного просвещения школьников в массовом опыте школы осуществляется не на должном уровне. Это направление в работе общеобразовательных организациях сопряжено с таким рядом трудностей: разнородность культурных интересов учащихся – представителей разных национальностей, вероисповедований и т. д.; отсутствие методических ориентиров в осуществлении данной работы.

Возникает необходимость целенаправленного введения определенных дисциплин, направленных на реализацию поликультурности в образовательном процессе. С помощью межпредметной интеграции предметов и гуманистической направленностью можно поспособствовать развитию поликультурного образования. Важно акцентировать внимание на гражданский, моральный, нравственный аспекты, соотношение национальных и общечеловеческих ценностей, чтобы, в итоге, получить толерантное, гуманистическое общество.

Необходимость сохранения своеобразия этнокультур, общероссийских ценностей культуры, а также их интеграции, будет способствовать прогрессу культуры в стране.

 

 

Список использованных источников

  1. Cупрунова, Л. Л. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования: Ч. II. / Л. Супрунова, А. Белогуров, В. В. Макаева, З. А. Малькова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.  − 246 с.
  2. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Москва, 1985. – 320 с.
  3. Гершунский, Б. С. Философия образования для  XXI века / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. –  608 с.
  4. Зайцев, В. С. Поликультурное образование: историко- педагогический анализ развития: учебное пособие/ В. С. Зайцев.- Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 41 с.
  5. Итоги ВПН-2020. Том 5: Национальный состав и владение языками . – Москва, 2020. – URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020
  6. Кобозева, И. С. Диалог в поликультурно-ориентированной музыкальной подготовке детей в учреждении дополнительного образования / И. С. Кобозева // Научно -педагогическое обозрение. Научный журнал. – 2020. – № 1 (29) – С. 27-36. https://elibrary.ru/item.asp?id=42485574
  7. Кобозева, И. С. Межкультурная направленность и поликультурный характер современного музыкального образования / И. С. Кобозева // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 20 апреля 2018 г. / Науч. ред. Карнаухова Т.И. – Таганрог: Таганрогский институт имени А.П. Чехова, 2018. – С. 42 — 47.
  8. Кобозева, И. С. Поликультурное художественно-эстетическое дополнительное образование: диалог культур и этнокультурное обучение / И. С. Кобозева. // Этнокультурная направленность художественно-эстетического дополнительного образования:монография / под редакцией Л. П. Карпушиной, Т. А. Козловой ; Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск : РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон.опт. диск. – Текст : электронный.С. 65-80
  9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2001. – 176 с.
  10. Филонов, Г. Н. Теория поликультурного образовательного пространства / Г. Н. Филонов// Педагогика. – 2006. – №3. С 102-105.

Добавить комментарий