ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 78(045)

ББК 85.31р

Глушенкова Мария Сергеевна

студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, mirabellamaria600@gmail.com

 Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриотическое воспитание, младшие школьники, внеурочная деятельность, внеурочная музыкальная деятельность.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности.

 

Glushenkova Maria Sergeevna

5th year student of the faculty of pedagogical and art education Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, mirabellamaria600@gmail.com

PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRA-CLASS MUSICAL ACTIVITIES

 Key words: patriotism, education, patriotic education, primary schoolchildren, extracurricular activities, extracurricular musical activities.

Abstract: The article discusses the features of patriotic education of children of primary school age in extracurricular musical activities.

 

В настоящее время общеобразовательная школа стала одним из центров формирования будущего достойного гражданина страны. Современная обстановка сегодня стоит на пороге больших духовно-патриотических проблем, которые, к сожалению, отражаются и на младшем поколении. Поэтому, чтобы не допустить роста жестокости, бестактности и равнодушия к своей стране, целесообразным является патриотическое воспитание уже с первых шагов в общеобразовательной школе.

Патриотическое воспитание, как предмет исследования, привлекала значительное количество исследователей, среди которых известные педагоги и ученые.

Е. В. Тютюсова отмечает, что патриотическое воспитание – это процесс становления гражданина-патриота, целостная система, включающая в себя обоснование нравственных ценностей, целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, видов деятельности. При этом патриотическое воспитание тесно и неразрывно связано с гражданским воспитанием [4].

И. А. Полищук рассматривает патриотическое воспитание школьников как «специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов» [3, с. 14].

Патриотическое воспитание осуществляется в образовательном процессе в обязательной взаимосвязи с педагогом, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В образовательных учреждениях сегодня активно ведется внеурочная музыкальная деятельность. Включение внеурочной музыкальной деятельности в начальной школе позволяет создать дополнительные условия для самовыражения школьников, актуализации их личностных качеств путем воспитания желания и потребности в восприятии музыкального искусства.

Во внеурочной музыкальной деятельности используются следующие направления:

– подготовка к различным школьным и внешкольным мероприятиям: конкурсы, фестивали, творческие вечера, лекции-концерты, беседы;

– посещение учениками музыкальной студии в рамках образовательного учреждения или музыкальных школ;

– тематические лекции с включением разнообразных музыкальных игр и упражнений.

Внеурочная музыкальная деятельность в общеобразовательной школе является средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которое заключается в продолжении, закреплении и углублении знаний, умений и навыков, формируемых в процессе урочной деятельности.

Вместе с тем внеурочная деятельность обладает своей особенностью и преимуществом: использование в большей мере разнообразия форм (тематические праздники, вечера, музыкальные гостиные, музыкальные и театральные студии и т.д.). Внеурочная музыкальная деятельность будет являться основой воспитания творческой личности, если каждый из принципов будет реализован в должной степени.

Специфика внеклассной работы особенно эффективна, когда ее целью является поддержание интереса детей к музыкальному искусству, достижение и показ определенных творческих результатов в разных ее формах, а именно: массовые формы, такие как: общешкольный хор, праздники, смотры, конкурсы, коллективные посещения музыкальных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, кружковые формы – вокальные, хоровые, оркестровые, инструментальные, вокально-инструментальные, музыкальный театр.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусств, отношение к ним ребенка являются фундаментом жизненно – важных качеств, таких как: порядочность, уважение к старшим, любви – к матери, к Родине, к родному Отечеству, к труду, к сохранению народных традиций, духовности» [1].

О возможностях внеурочной музыкальной деятельности пишут Л. А. Захарова и С. Н. Карабашкина: «в практике внеурочной музыкальной деятельности современной школы используются различные формы и методы работы с детьми: праздники, встречи в музыкальной гостиной, которые объединяют музыкальную, театрализованную, изобразительную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой с использованием мультимедийного оборудования. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно обучающимся младших классов – это фольклор, Родина, семья, природа, музыка и т.д. [2].

Для организации успешной внеклассной музыкальной деятельности, которая будет способствовать патриотическому воспитанию младших школьников, учителю следует:

– оценить круг ключевых вопросов по проблеме воспитания патриотизма младших школьников;

– определить уровень роста результативности воспитательного процесса;

– подобрать и целенаправленно внедрять в данную деятельность профессионально разработанные тематические мероприятия, способствующих росту патриотического начала младших школьников;

– использовать музыкально-теоретические, исторические знания младших школьников, постепенно расширяя, дополняя их. А также привести к осознанному освоению этих знаний.

– сравнивать процесс и результаты совершаемой работы, корректируя ее при необходимости.

Патриотический аспект во внеклассной музыкальной деятельности также должен быть учтен при наличии следующих факторов­:

– возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

– личностные возможности, интересы;

– уровень сформированности чувства патриотизма;

– общественную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых патриотических мероприятий.

В результате реализации разных видов мероприятий, использования тематического материала во внеурочной музыкальной деятельности у младших школьников будет воспитывается патриотизм и гражданственность подрастающего поколения.

Литература

  1. Дерябина, И. А. Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности / И. А. Дерябина. – Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. – 2017. – № 9–1(25). – С. 40–41.
  2. Карабашкина, С. Н. Развитие чувства патриотизма у младших школьников средствами музыки во внеурочное время / С. Н. Карабашкина, Л. А.  Захарова. – Текст : непосредственный // Педагогические и психологические проблемы развития общества и личности. – Муром, 2021. – С. 15–24.
  3. Полищук, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Полищук Ирина Александровна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2013 – 188 с. – Текст : непосредственный

Тютюсова, Е. С. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС / Е. В. Тютюсова. – Текст : непосредственный // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Т. 7. № 4–2. – С. 492–495.

Добавить комментарий