ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АТКИНА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

Руководитель – Шишкина Светлана Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, sv43090@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о воспитании чувства патриотизма старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности; педагогические условия воспитания чувства патриотизма в данном виде деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыкальные способности, педагогические условия.

 THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING DIALOGICAL SPEECH OF PRESCHOOLERS

 ATKINA VALERIA ALEXANDROVNA

student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,

Supervisor – Svetlana Vladimirovna Shishkina, docent, candidate of pedagogical sciences, sv43090@yandex.ru

Abstract: The article deals with the issue of fostering a sense of patriotism of older preschoolers in the process of musical activity; pedagogical conditions for fostering a sense of patriotism in this type of activity.

Keywords: patriotism, musical activity, preschool age, musical abilities, pedagogical conditions.

 

Патриотизм – важное нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще  в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности.

Дошкольный возраст — важнейший период в нравственном становлении личности.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. [3]

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель.

«Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.

Большое патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. [1]

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник. [2]

Эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу велико и значимо. Знакомство с музыкой М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др. важно для воспитания патриотических чувств дошкольников. [7]

Большое место в воспитании гражданской позиции детей я отвожу музыке, отражающей события Великой Отечественной войны. Это песни, марши, которые пробуждают чувство гордости за свой народ, воспитывают в ребенке мужество и стойкость. Вместе с детьми мы слушаем песни «Журавли», «На безымянной высоте», «У деревни Крюково», «В землянке», «Катюша». Дети разучивают и исполняют песни современных отечественных композиторов на тему войны и ми ра: «Мой прадедушка» Ю. Забутова, «Три танкиста», «Мир-это детство» Е. Архиповой, «Песня дружных ребят» С. Соснина. В преддверии праздника Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы вместе с детьми подготовили большой тематический праздник «День Победы». На нем дети нашего сада исполняли полюбившиеся им песни, военные танцы, разыграли целое театрализованное представление «Буду в армии служить».

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально — ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а также художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. [4]

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. [6]

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

В рамках патриотического воспитания хочется выделить:

  1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине.

2.Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. [5]

Приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, в детях воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за своё Отечество.

Таким образом, музыкальная деятельность несёт колоссальный вклад в процесс формирования у ребёнка патриотических качеств. Благодаря которым, ребёнок формируется как личность в дошкольном возрасте.

Список использованных источников

  1. Бурая, Л. В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов бакалавров. /Л. В. Бурая — Старый Оскол: СОФ НИУ «БелГУ», 2016.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина-М.: Просвещение. 2014.-240с.
  3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед.уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной — 2-е изд., испр и доп.- М.:Просвещение, 1982.-271с.
  4. Воронкова, С. А. Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях / С. А. Воронкова, И. В. Полетаева, Т. В. Котенёва, К. В. Хмельницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47804/ (дата обращения: 15.10.2023).
  5. Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.
  6. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — М: Просвещение, 1991. — 112с.
  7. Родина М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование РМ. — 2014. — № 3.

Добавить комментарий