СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

УДК 37.035.6(045)

ББК 74.005.22

 

Мамонова Вероника Витальевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

mamonovaveronika01@gmail.com

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

 

 

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к понятию «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, любовь к Родине, патриот.

 

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «PATRIOTIC EDUCATION» IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE

mamonovaveronika01@gmail.com

 

Abstract: the article discusses approaches to the concept of «patriotism» and «patriotic education» in psychological and pedagogical research of Russian scientists.

Keywords: patriotism, patriotic education, love for the Motherland, patriot.

 

С тех пор, как появились первые государства проблема воспитания гражданина-патриота предстала перед человечеством. Эта проблема актуальна и теперь, так как будущее России зависит от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе.

Понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание» рассматривалось в трудах многих критиков, ученых, педагогов и психологов.

В «Малом академическом словаре» патриотизм рассматривается как любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

В. Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, придающее социальную значимость личности. Он считал, что : «Любить свою родину – значит пламенно видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил споспешествовать этому» [3, с. 173].

Общечеловеческая сущность патриотизма заключается в том, что патриотическое сознание граждан является необходимым условием сколько-нибудь стабильного существования любой страны, и в том, что именно патриотизм служит основой осознания единства не только данного народа, но и всего человечества [9].

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость [1].

Как отмечал В. О. Сухомлинский, патриотизм в педагогике выступает как деятельная направленность сознания, воли, чувств диалектически связанная с образованностью, этической, эстетичной и эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческой работой [2].

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья [4].

В психологии процесс воспитания рассматривается в первую очередь как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), способствующих формированию определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрения; поведения (как проявления отношения и мировоззрения).

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим [6]. В узком, педагогическом смысле (М.И. Рожков, И.П. Подласый и др.) воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества [7].

Патриотическое воспитание – это целенаправленно организованная деятельность по формированию и развитию патриотического сознания, чувства долго и верности своей Родине, а также готовности выполнить гражданский долг по защите интересов Отечества [5, 8]. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способностей успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [9]. Патриотическое воспитание может быть реализовано в различных сферах повседневной жизни: в школах, в семье, в СМИ, а также в массовой культуре.

Таким образом, исходя из психолого-педагогических исследований ученых, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание – это систематический, целенаправленный процесс формирования чувства гражданственной ответственности за будущее страны, любви к родине. А также в этот процесс входит изучение культуры своего Отечества, достижений своего народа, знакомство с историей и традициями своей родины.

 

Список использованных источников

  1. Абдулаева, М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М. А. Абдулаева // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. – С. 22–24. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/143/6197/ (дата обращения: 29.09.2023).
  2. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.
  3. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. – Москва, 1982. – 287 с.
  4. Воронов, В. В. Педагогика школы. Новый стандарт : учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2012. – 288 с.
  5. Гасанов, З. Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – № 6. – с. 59–63.
  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 719 с. – URL: https://urait.ru/bcode/512115 (дата обращения: 27.09.2023).
  7. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с.
  8. Петрова, Л. А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3. URL: https://psychology.snauka.ru/ 2012/03/349 (дата обращения: 27.09.2023).
  9. Сидоров, С. В. Педагогика (Теория и методика воспитания) : учебно-методич. пособие для студентов пед. вуза (заочное обучение). – Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2006. – 59 с.

Добавить комментарий