СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

УДК 373.3(045)
ББК 74.2
Раскина Мария Вячеславовна

студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, marusia.prostokwasha@gmail.com

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Аннотация: Развитие творческого воображения является неотъемлемой потребностью современного общества, которое стремится к инновациям и качественным решениям проблем. В данной статье рассматривается сущностная характеристика понятия «творческое воображение» в психолого-педагогической науке.

 Ключевые слова: воображение, творчество, творческое воображение

 Raskina Maria Vyacheslavovna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, marusia.prostokwasha@gmail.com

 THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT CREATIVE IMAGINATION

 Abstract: The development of creative imagination is an integral need of modern society, which strives for innovation and high-quality solutions to problems. This article examines the essential characteristic of the concept of «creative imagination» in psychological and pedagogical science.

 Keywords: imagination, creativity, creative imagination

 

Воображение является одним из важнейших познавательных процессов человека, без которого ни одна деятельность не может быть выполнена. Оно во многом связано с творческой работой человеческого мозга, куда входят занятия изобразительным искусством, музыкой, литературой и наукой.

Согласно современной философской энциклопедии воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [8].

Г. Гегель и И. Кант впервые в истории философии глубоко и подробно исследовали принципы действия воображения. Они рассматривали воображение как психический акт, имеющий познавательный смысл, необходимый для реализации операций, таких как понятийное мышление и синтез, создание образа и других идеальных представлений, а также выражение смысла в языке. Эти великие философы развили теоретико-познавательные концепции, которые стали основой для дальнейших исследований в области воображения [7].

Понятие «воображение» занимает важное место в психологических и педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Согласно Д. Халперну, оно представляет собой способность использовать визуальные образы при мышлении. Это означает, что человек может представлять и создавать в своем уме осязаемые и видимые образы, которые помогают ему в понимании и решении различных задач [10]. Более широко это понятие изучил и дал свое определение авторский коллектив (Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович, А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников) под руководством Ю. П. Зинченко. Ученые определили воображение, как «психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта» [3, с. 57].

Н. И. Конюхов, в своем справочном издании по психологии, определяет воображение, как «психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области)» [2, с. 14].

В работах философов и психологов относительно природы и специфики воображения убедительно обосновываются всеобщий характер воображения, интенсивность его проявления в самых разных областях материальной и духовной деятельности, направленной на созидание и творчество. И это тоже отвечает современной общественной потребности в расширении масштаба созидательной деятельности до всеобъемлющей и подлинно массовой. Поэтому все возрастающий научный интерес к этой области вполне понятен и закономерен.

В научной литературе существует довольно большое количество трактовок определения «творчество», что приводит к необходимости анализа и переосмысления подходов, имеющийся на данный момент. Ключевые исследования проводятся в двух направлениях: широком – творчество как атрибут материи, творчество природы, и узком – творчество как незаменимая часть общественной жизни, вид деятельности, творчество как психический акт.

В энциклопедии по философии творчество трактуется как «деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового» [8]. Я. А. Пономарев утверждает, что ограничение понятия «творчество» деятельностью человека не оправдано, ибо это ограничение игнорирует категорию взаимодействия, источника любого развития, любого движения. Исследователь сформулировал закон трансформации этапов развития системы в структурные уровни ее организации и функциональные ступени развивающихся взаимодействий. В свете этого закона творчество описывается ученым как движение от верхних этажей абстрактного мышления вниз на уровень интуиции (бессознательного), а затем – как новый подъем по прежним уровням нисхождения [9].

Анализ вышеуказанных понятий позволил выявить сущность понятия «творческое воображение», определив его как создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение, по мнению Н. Р. Ветрук, является частью психического процесса, при котором образ предмета или ситуации формируется путем изменения существующих представлений. Оно является частью сознания и конкретным познавательным процессом [1]. Данную дефиницию также рассматривают в своем словаре А. Л. Ситченко и В. В. Гладышев. Исследователи под творческим воображением понимают процесс добавления к образу недостающих деталей, делающих его более живым, целостным и совершенным [5]. Л. С. Выготский поясняет: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [6, с. 82].

Таким образом, воображение – это психический процесс, способствующий созданию образа предмета или ситуации в результате происходящей перестройки полученных ранее впечатлений. Что касается творческого воображения, то оно  предполагает самостоятельное создание новых образов, что приводит к появлению оригинальных и ценных продуктов деятельности. Результаты творческого воображения могут быть как материальными, так и идеальными образами. Важным критерием этого вида воображения является социальная ценность его результатов, а также способность проникать в сущность отображаемых аспектов действительности и акцентировать наиболее значимые стороны.

 

Список использованных источников

  1. Ветрук, Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – С. 24-32.
  2. Конюхов, Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н. И. Конюхов. –Москва, 1992. – с. 56.
  3. Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю. П. Зинченко. – Москва : Общество психологов силовых структур, 2010. – 592 с.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1999. – 96 с.
  5. Ситченко, А. Л. Методика преподавания литературы: терминологич. Словарь-справочник / А. Л. Ситченко, В. В. Гладышев. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 158 с.
  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В.Давыдова. – Москва, АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
  7. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. – Москва, 1994. – 215 с.
  8. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – Т. 2. / ред. совет: В. С. Степин [и др.]. – Москва : Институт философии РАН – Москва : Мысль, 2001. – 635 с.
  9. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. – Москва : Педагогика, 1976. – 280 с.
  10. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн; [пер. с англ. Н. Мальгина и др.]. – 4. междунар. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 503 с.

Добавить комментарий