ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

ББК 85.31р

УДК 78(045)

Кузина Алиса Сергеевна

студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, alisakuzina56003@gmai.com

  Ключевые слова: патриотизм, воспитание патриотизма, младшие школьники.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами музыки.

 

Kuzina Alisa Sergeevna

3th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia, alisakuzina56003@gmai.com

 

FORMATION OF A SENSE OF PATRIOTISM IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH MUSIC

Key words: patriotism, education of patriotism, primary schoolchildren.

Abstract: The article discusses the features of developing a sense of patriotism in children of primary school age through music.

 

В документе Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указано, что: «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [5]. Поэтому в настоящее время особо актуально формирования чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Патриотизм, по мнению Е. Н. Вороновой, это «синтез духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [1, с. 99].

В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» [6, с. 307].

И. Ф. Харламова отмечает, что: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [7, с. 352].

Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Дети младшего школьного возраста очень «восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают» [4, с. 261].

Большую роль в воспитании патриотических чувств младших школьников, как подчеркивает В. А. Сластенин, играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. «Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. На уроках в начальной школе целесообразно использовать произведения о Великой Отечественной войне, изучение которых будет способствовать воспитанию у детей младшего школьного возраста патриотических чувств. Изучение исторического прошлого будет эмоционально переживаться детьми, укреплять и развивать их чувство любви к Родине» [6, с. 307]. В контексте сказанного важными являются и слова Л. Каменковой о том, что, «патриотическому воспитанию младших школьников способствует изучение ими произведений, раскрывающих историю, культуру страны, традиции и обычаи своего и других народов» [3, с. 182].

Представляя собой нравственное качество личности, патриотизм выражает чувственную, эмоциональную сторону человека. Следовательно, наиболее продуктивно его формирование через воздействие на психологическую составляющую индивида. Это подтверждает и анализ литературных источников, который показал, что процесс формирования чувства патриотизма младших школьников может осуществляться посредством различных видов искусства. Учитывая же, что в данном ряду музыка имеет особенно широкие педагогические перспективы, именно общение и целенаправленное изучение музыкальных произведений, позволяет ускоренно вызвать в человеке ответную реакцию и развить требуемые личностные качества. На это указывает и ретроспектива педагогической мысли и практики, указывающая на большую роль «средств музыки» в воспитательной работе со школьниками [6, с. 214].

Одним из самых востребованных и продуктивных видов музыкального искусства в области формирования чувства патриотизма младших школьников является вокально-хоровая музыка.

Отраженные в сюжетах вокально-хоровых произведений чувства любви и заботы о Родине, сопричастности к ее бедам и радостям, активного желания быть нужным для своей страны и народа, преданности родимому краю и неподдельного интереса к его культуре и истории рождают ответ в душе, соответствующе развивают их исполнителей и слушателей. К таковым сочинениям можно отнести те, которые посвящены описанию красоты родной природы, патриотических действий соотечественников (прославляющих страну, защищающих ее интересы, героических и т. п.), исторических и культурных событий и другому.

Вокально-хоровая музыка успешно влияет на развитие патриотических чувств младших школьников. Она, по словам Л. Каменковой, «не только пробуждает дремлющие до времени в ребенке чувства, но и дает им выражение; позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода; музыка воспитывает и нравственного человека, и человека, любящего свою Родину» [3, с. 127].

Из всего многообразия музыкальных сочинений, вокально-хоровые произведения о Великой Отечественной войне являются одним из важнейших средств патриотического воспитания младших школьников, потому что их содержание, выражаясь словами С. В. Врагиной, «позволяет детям получить знания о значимых исторических событиях, о тех тяготах, которые выпали на долю людей, отдавших жизнь за Родину; понять те чувства, которые испытывал народ в годы войны» [2, с. 22].

 

Список использованных источников

  1. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры : методическое пособие / Е. Н. Воронова. – Москва : Гардарики, 2008. – 153 с.
  2. Врагина, С. В. Методика патриотического воспитания школьников средствами музыкального искусства / С. В. Врагина // Искусство в школе. – 2001. – № 1. – С. 22–23.
  3. Каменкова, Л. С. Как воспитать патриота? / Л. Каменкова // Народное образование. – 1999. – № 2. – С. 120–193.
  4. Красношлык, З. П. Особенности развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста / З. П. Красношлык // Современные тенденции в науке и образовании : сборник трудов. – Москва : Издательство «Олимп», 2017. – С. 260–263
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». – URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/14598/.
  6. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Москва : Академия, 2002. – 576 с.
  7. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.

Добавить комментарий