МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Атоян В. Г.

Мордовский государственный педагогический

университет им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

 

 

 

«Как нет человека без самолюбия, – так нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

(К.Д.Ушинский)

 

Актуальность воспитания патриотизма у молодежи обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей. Все это актуализировало нравственный вектор в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Воспитание патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Гражданское воспитание направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм выражается в проявлении любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Понятие «гражданин» является предметом изучения ряда наук. Как личность в своих отношениях к государству и праву данное понятие является юридической категорией, предметом исследования юридических наук. В общесоциальном плане гражданская позиция рассматривается философией и социологией. Психология анализирует психические процессы и свойства, присущие личности гражданина на различных возрастных этапах его развития. Педагогика рассматривает процесс воспитания и формирования школьника как гражданина, изучает необходимые для этого возможности путей и средств.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; формирование у детей представления о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений. Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие и наслаждение. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Воздействие на сферу чувств учащихся происходит при восприятии художественных, в том числе музыкальных, произведений.

Современные школьники встречаются с музыкальным искусством на учебных дисциплинах эстетического цикла: «Музыка», «Мировая художественная культура», «Хореография», «Литература» и т. д. Важным направлением воспитательной системы данных образовательных учреждений является дополнительное образование. Также большое значение имеют музыка и строевые песни в осуществлении воинских или военизированных ритуалов. В связи с этим определяются следующие блоки образовательно-воспитательного процесса, направленные на формирование гражданских чувств, которые связаны с музыкой:

1) предметы эстетического цикла;

2) внеклассная деятельность, система дополнительного образования;

3) воинские ритуалы, строевые.

Эффективным средством воспитания гражданско-патриотических чувств является вокально-хоровая деятельность. Учителю необходимо ориентировать песенный репертуар на возрастные особенности подрастающего поколения и формировать у детей ценностное отношение к любимому жанру русского народа – песне. Через общение с самым демократическим жанром, с песней, учащиеся не только приобретают знания о закономерностях песенного жанра, но и через собственное исполнение присваивают те смысловые и интонационные составляющие, что и делает песню востребованной и необходимой для души человека.

Например, урок, посвященный гимну Российской Федерации, истории создания главного музыкального символа страны, способствует раскрытию идеи государственности, беззаветной присяги отечеству на верность и самоотверженного служения отечеству. Идея самоотверженного служения отечеству прослеживается и в песнях военных лет, к которым учитель обращается и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Включение в вокальный репертуар древних пластов песенного жанра: баллад, народных солдатских и величальных песен, кантов обеспечивает становление этнической самоидентификации учащихся с национальной культурой. Исполнение и восприятие авторских песен, песен, рожденных в «горячих точках мира» (Афганистан, Чечня), современных композиторских вокальных сочинений, посвященных патриотической теме, обогащают внутреннюю культуру человека, оказывают сильное воздействие на учащихся, так как в основе этих произведений лежат подлинные эмоции их создателей. И, конечно, от учителя зависит степень раскрытия духовно-нравственного потенциала изучаемых произведений.

Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Музыка даёт возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей, образов и событий, но лишь при одном условии; если это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием. В этом – мощь музыки, в этом её великое познавательное и воспитательное значение.

Музыкальное искусство, являясь одним из средств нравственного воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции школьников, формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребёнок познаёт законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины,  в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и школьных мероприятий. Помимо этого на уроках хора формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому. Бережное отношение к природе. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Педагог должен  стараться раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать  эти произведения любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими и конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Мальчикам особенно свойственно чувство патриотизма. На уроках ученикам гораздо интереснее разучивать произведения о родине или войне.

Следующим этапом работы по формированию патриотизма у детей является использование музыки при ознакомлении детей с образами Родины. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это школа с его учителями и друзьями. Нравственно воспитание – это, прежде всего, воспитание уважения к матери. Все дети любят своих мам, делают им подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Иногда необходимо использовать  взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, что обогащает содержательную сторону эмоционального отклика детей, делает процесс восприятия более ярким, глубоким и осознанным.

Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Чувство любви к родной природе – это одно из слагаемых патриотизма.

Благодаря музыке гражданские чувства формируются через эмоциональное переживание, идентификацию с лирическим героем. Идентификация, в свою очередь, способствует появлению соответствующих ценностных ориентаций. Соответственно главной задачей учителя музыки является создание на уроке или во внеурочной деятельности такой психологической ситуации, в процессе которой у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию данных чувств.

Таким образом, урок музыки приобретает непреходящее значение в плане воспитания гражданских чувств подрастающего поколения России, поскольку музыкальное искусство реализует все аспекты патриотического воспитания, выделенные в современных исследованиях:

– интеллектуальный (идея объединения общества);

– потребностно-мотивационный (духовная самореализация личности как гражданина, любящего свою Родину);

– волевой (проявление заботы о ближнем);

– деятельностный (побуждение личности к действиям, поступкам на благо Отечества);

– эмоциональный (проявление самых возвышенных чувств по отношению к своей стране).

Список использованных источников

 

  1. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. – М. : Просвещение, 1988. – 304 с.
  2. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : Современное слово, 2005. – 720 с.
  3. Вырщиков, А. Н. Патриотизм на службе России / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 7–13.

Добавить комментарий