МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дригерт Л.А.

Мордовский государственный педагогический

университет им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

Хоровое пение, как одно из самых интересных и доступных видов коллективной музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в области вокально-хорового исполнительства, является существенной стороной их музыкального воспитания. Современная система подготовки детей к вокально-хоровой деятельности предполагает разработку и внедрение новых подходов и перспективных методических приемов в практику их обучения на основе использования песенного репертуара родного края. Знакомство детей, с академической музыкой, созданной в Республики Мордовия – это не только сохранение и пропаганда классического наследия родного края, но и освоение музыкального языка мордовской песенной культуры и особенностей фольклорного интонирования, исполнительская культура, развивается голосовой аппарат, интонационный слух, музыкальная память, чувство метроритма.

Пение всегда остается наиболее доступным видом музыкальной деятельности ребят дошкольного возраста. В вокально-хоровой работе с детским песенным репертуаром реализуется воспитательная и образовательная функции музыкально-коллективной деятельности. Поэтому при подборе песенного  репертуара для детей,  следует учитывать возрастные особенности физиологического развития, строение голосового аппарата, наличие музыкального слуха и памяти, чувства ритма, а главное, мотивацию и желание петь.

Возраст детей старшего дошкольного возраста определяется возрастными рамками от 5 до 7 лет. Это период развития мышления и познавательных навыков, продуктивного воображения, формирования новых психологических механизмов деятельности в поведении, активного роста, совершенствования речевой функции.

Голосовой аппарат детей старшего дошкольного возраста отличается от голосового аппарата взрослых людей. Дыхание у детей поверхностное, учащенное, дыхательная система не достигла полного развития. Диапазон певческого голоса может достигать октавы (от «до» первой октавы, до «до» второй октавы).

Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности и исполнительства для детей дошкольного возраста. В процессе пения не только формируются певческие навыки, но и воспитывается музыкально-эстетическое понимание-отношение к явлениям певческой культуры мордовского края, эмоциональное восприятие исполняемых произведений, развитие художественного вкуса, музыкальной культуры, в целом.

Художественно-образная сфера песен для детей дошкольного возраста должна быть понятна по содержанию и исполнению, с учетом доступных средств музыкальной выразительности и эмоциональной рефлексии в ходе репетиционной работы над репертуаром.

Песенный репертуар детей старшего дошкольного возраста складывается из сценарных песен к утренникам и праздникам. Наряду с народными песнями, потешками, прибаутками, известными песнями российских и зарубежных композиторов, следует вводить в репертуар детские песни композиторов родного края. Обращение к творчеству композиторов Мордовии представляет собой важный фактор сохранения этнического музыкального наследия, передачу его традиций, приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа, формирования этнического музыкального мышления и этномузыкального слуха [5, 6].

Для вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста интерес представляет творчество Г. Г. Сураева-Королева, привлекающее искренностью, мелодизмом, ясными эмоциональным красками, интересными интонациями. Его наследие характеризуется многочисленными песнями, разнообразием жанров и исполнительских приемов.

В творчестве Г. Г. Сураева-Королева особое место занимают детские песни, тематика которых пронизана любовью к мордовскому краю, природе, размышлениями о жизни, судьбе человека и его переживаний. Музыкальный язык песен доступен для детей простотой, выразительностью и лаконичностью.

Среди вокально-хоровых сочинений Г. Г. Сураева-Королева существуют вокальные циклы для детского хора: «В солнечной Мордовии» (сл. А. Громыхина), «Летающий котенок» (сл. К. Смородина), «Огоньки» (сл. А. Ежова), которые можно включать в репертуар детей старшего  дошкольного возраста. Круг образов песен вокальных циклов доступен для детского восприятия. Песни циклов контрастны по своему образному строю и содержанию, но вместе с тем их объединяет интонационная основа народных песен мордовского края, что проявляется в интонационной строе, мелодике, метроритмических закономерностях, ладогармонической основе.

Песни вокального цикла «В солнечной Мордовии» помогут педагогу развить творческое мышление детей, их фантазию и умение мыслить абстрактно и образно. Открывается цикл веселой песенкой о детской дружбе с одноименным названием. Песня «В солнечной Мордовии» задорного характера, ее содержание и интонационный строй обращены к формированию дружеских отношений и патриотических чувств – о дружеских отношениях и любви к родному краю. Интонационные особенности песни включают повторяющиеся бесполутоновые попевки, характерные для мордовской музыки. Как, например, мелодический оборот (соль-ля-ре-ля-соль) имеющий призывный радостный оттенок [3, c. 106].

Радостное, шуточное настроение господствует в песне «Почему», где дети радуются зиме, легкому морозу, катанию с горок на санках. Характер песни передается энергичным, оживленным темпом, пронизывающим мелодию пунктирным ритмом с присутствием скачков на ч.4, ч.5, ч.8.

Другой образный строй в излучающей свет и тепло песне «Солнечные зайчики» с лаконичной мелодией речитативного плана. Лирический характер передается через мягкость, неторопливость, мечтательность, легкость «серебристого» аккомпанемента. Песня интересна для исполнения новыми гранями образного содержания в каждом куплете. Работа должна быть направлена на умение «войти» в образ песни, передать настроение используя разнообразную эмоциональную окраску отдельной интонации. В процессе разучивания песни следует внимательно отнестись к интонированию б.2 и м.3.

Характерная интонационная работа должна проводиться и в задорной, с ярко-изобразительным образом песне «Помидорчик». Особое внимание следует уделить интонированию интервалов ч.5, б.3, ч.4 с одновременной отработкой четкого ритмического рисунка, включающего четвертные, восьмые и шестнадцатые длительности.

В цикле «В солнечной Мордовии» привлекательны для детей сами названия песен, как например жизнерадостная, позитивная песня приводящая в восторг взрослых и детей «Морковка», рождающая образы щедрой плодородной осени с ее дарами. Вокально-хоровая работа должна быть направлена на чистоту интонирования мелодии, построенной на аккордовых  звуках тонического трезвучия (фа-ля-до) и мерцании переменного лада (до мажор, ля минор), при одновременно эмоционально-выразительном исполнении. В процессе исполнения важно правильно воспроизвести ритмический рисунок из ровного движения восьмыми с интонационно-чистым интонированием мелодических интервалов – ч.4, ч.5, м.3.

Завершают цикл две песни лирического плана – «Художник» и «Лопушок». В лирической и нежной по характеру песне «Художник», написанной в ионийском лада, присутствуют характерные образу мелодические обороты и попевки. При работе над песенкой-вальсом «Лопушок» необходимо следить за темпом, придавая звучанию ласковый, напевный, танцевальный характер музыки. Бесполутоновый склад мелодии в пределах звукоряда ре-ми-фа-ля-си предопределяет отдельную работу при воспроизведении секстовых интонаций (ре-си) и интонировании терцового и основного звуков ре мажора.

Методический интерес в педагогической практике вызывает цикл песен М. Н. Фомина «Ух, как интересно» на стихи современных поэтов. Рассмотрим отдельные песни данного цикла и особенности интерпретации их музыкальных образов.

Так, для разучивания со старшими дошкольниками рекомендуется песня «Зяблики-полярники». Яркая образность поэтического текста передается в динамике эмоционального исполнения детьми. Средства музыкальной выразительности музыкальной партитуры ориентируют детское воображение и музыкальное мышление на восприятие картины природы. Раскрывая художественно-музыкальный образ и содержание произведения с детьми, музыкальному руководителю следует обращать внимание детей на яркую художественную образность и изобразительность в музыке. Как дети представляют себе картину, «нарисованную музыкальными звуками-красками?».  Какие музыкальные краски композитор использовал для своего произведения? Что необычного в ритмическом рисунке песни? Рекомендуется обратить внимание на развитие мелодической линии речитативно-декламационного склада изложения, музыкальных фраз с повторением звуков на одной ноте.

Музыкальный образ песни представлен прозрачной фактурой партитуры, с использованием высокого регистра и имитационных элементов в сопровождении. Важно отметить, что выразительные и изобразительные стороны в музыке здесь взаимодействуют. Изобразительный прием,  передающий моторику движения с нотками тревожности и напряженности,  ассоциируется с дрожащими от холода стойкими птичками.

Еще одна песня М. Н. Фомина с ярким и доступным для детей образом «Где ж лягушки?». В песне несколько непривычные характерные мелодические обороты, которые необходимо с детьми дополнительно прорабатывать с помощью упражнений для распевания. Важно проработать  хоровым унисоном кантиленное звучание в высокой позиции с помощью дыхательных закономерностей и звукообразования.

Интересна для детей дошкольного возраста песня «Мечта мышей» на стихи Н. Ежова. Шуточная, веселая песня в подвижном темпе исполняется очень активно, энергично, с юмором. В работу над образом можно использовать специально подобранные мультфильмы, стихотворения, детские песенки аналогичной тематики.

Знакомя дошкольников с детским песенным творчеством композиторов Мордовии нельзя не затронуть тему о мордовском фольклоре, мордовских народных песнях и творчестве исполнителей, богатым доступными, яркими, незамысловатыми образами, близкими для детского восприятия и понимания в интонационном и содержательном плане.

Воспитательный потенциал песенного репертуара дошкольников можно обогатить такими яркими по своему образному содержанию, эмоциональными и несложными в исполнении детскими песнями композиторов Мордовии, как:

– песни С. Я. Терханова: «Песня Золушки» (сл. автора), «Грибная электричка» (сл. П. Синявского), «Веселые нотки» (сл. Е. Садулина), «Снегирь»  (сл. А. Барто), и др.;

– песни Н. Н. Митина «О маме» (ст. А. А. Громыхина), «Детский сад» (ст. В. Товаркова) и др.;

– песни Г. И. Сураева-Королева «Снежный дом» (ст. Ф. Бобылева), «Елочка» (ст. В. Викторова) и др.;

– песни Г. Г. Вдовина «Троллейбус» (ст. Е. Руженцева), «Весна в Мордовии» (ст. К. Смородина) и др.

Таким образом, богатое наследие песенного творчества композиторов Мордовии позволяет познакомить детей с самобытной мордовской культурой. Мелодия детских песен интонационно перекликается с мелодикой национальных фольклорных песен. Обращение к интонационному комплексу мордовских песнопений, исконным жанрам народного творчества, преломление принципов мелодического развертывания мордовских народных песен пропитывает песни мордовских композиторов. Эмоционально-образный строй песен, изобилующий яркими образами, поэтическими названиями, интонационным многообразием вокально-хоровой работы, доступен и интересен для детей старшего дошкольного возраста.

Песни композиторов Мордовии формируют положительное отношение к национально-культурному наследию, помогают детям видеть мир глазами своего народа, осознавать свое место в окружающем поликультурном мире, прививают этические, нравственные и национальные ценности (любовь к Малой родине, бережное отношение к родителям, природе; к учебе и труду, сохранение народных традиций, духовность), развивают эмоционально-чувственное восприятие.

 

Список использованных источников

 

  1. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик / Л. Орлова. 200

2.Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:  Методическое пособие. Москва : ТЦ Сфера, 2008. 160.

  1. Грязнова, Т. М. Музыка для детей Мордовского композитора Геннадия Сураева- Королева как фактор формирования культуры хорового исполнительства у младших школьников: диалог поколений // Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: взгляд из XXI века : материалы Всероссийской научно-  практической конференции, 29–30 ноября 2021 г., Саранск / под общ. ред. М. П. Мироновой, О. Е. Симкиной. – Саранск: СМУ Л. П. Кирюкова, 2021. С. 106-111.
  2. Подольянская, Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок / Е. И. Подольянская. -Волгоград : «Учитель», 2009.
  3. Karpushina L.P. Development of Ethno Music Hearing of Students in the Process of Folklore Intonation / L. P. Karpushina, L. G. Parshina // International Journal of Applied Exercise Physiology. – 2020 vol. 9 №2. – pp. 47–54.
  4. Parshina, L. G. Theoretical and Methodical Foundations of Supplementary Education for Children by Means of Art in the Multicultural Region / L. P. Karpushina, T. A. Kozlova, O. F.Asatryan, L. G. Parshina and Olga V. Militsina // International Journal of Applied Exercise Physiology. – 2020 vol. 9 №2. – pp. 134–141.

Добавить комментарий