Формирование опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете

Би Инци

г. Москва

В последние годы растет количество обучающихся студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики в педагогических вузах России. Сотрудничество Китая и России в сфере культуры, искусства и образования укрепляется, и развивается вот уже не одно десятилетие, и с каждым годом все большее количество китайских обучающихся различных профилей и направлений музыкальной подготовки присоединяются к международным академическим программам.

Студенты-бакалавры из Китайской Народной Республики отличаются этническими, национальными, конфессиональными и культурными особенностями, что создает определенные трудности для их адаптации и обучения. Вместе с тем, в новой для них образовательной среде они осваивают новый язык общения, нормы коммуникации, что способствует формированию умений вести диалог, помогает развитию способностей к межличностному взаимодействию. Осваивая необходимые для межкультурного общения умения и навыки, иностранные студенты-музыканты, выстраивают конструктивные коммуникации с другими студентами в контексте будущей профессиональной деятельности.

Обучение китайских студентов в высших музыкальных учебных заведениях России сопровождается значительными трудностями, связанными с кардинальными отличиями в довузовской подготовке.

К вышесказанному следует добавить, что в настоящее время почти невозможно найти исследования по педагогике музыкального образования, которые поднимали и решали проблему формирования опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

В связи с этим актуализируется проблема обоснования педагогических условий, обеспечивающих формирование опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

Как известно, опыт музыкально-творческой учебной деятельности обособлен в самостоятельный элемент содержания музыкального образования, с целью подчеркнуть его особую значимость для музыкального и общего развития личности студента. Такой опыт приобретается в музыкальной деятельности:

Основной концептуальной идеей нашего исследования является включение студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в межличностное музыкально-творческое взаимодействие, проявляющееся в совокупности деятельностей, которые студент выполняет в ходе учебного процесса и активной концертно-исполнительской деятельности.

Цель данной статьи – представить основы технологии формирования опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

Основная часть

Анализ научной литературы показал, что неотъемлемой чертой любой технологии является поэтапность внедрения.

Как известно педагогическая технология имеет три этапа: подготовительный этап: планирование и прогнозирование результатов; этап реализации: этап функционирования технологического процесса; этап итогово-аналитический: анализ достижения поставленной цели.

Целью указанной технологии является формирование опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

На первом, проектировочно-подготовительном этапе предполагается определение диагностических методов выявления опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики; оценивание данного опыта; определение содержания, временного срока и последовательности процесса формирования опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики; подбор методов и форм формирования данного опыта в условиях аудиторной и во внеаудиторной работе.

Второй, основной этап предусматривает достижение студентами качественного уровня межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики. На этом этапе осуществляется реализация межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики через отбор и внедрение соответствующих форм и методов. Достижение цели разработанной технологии зависит от содержательного наполнения аудиторной и внеаудиторной работы. Эффективность внедрения технологии зависит и от отбора таких форм и методов, которые вызывают интерес у студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики.

На наш взгляд, реализация содержания межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в ходе аудиторной и во внеаудиторной работе стало возможным из-за внедрения традиционных и инновационных форм и методов.

К традиционным коллективно-групповым форм мы относим такие, как: музыкальный лекторий, музыкальную викторину, музыкально-тематические вечера; к инновационным коллективно-групповым формам, относим: творческие проекты-встречи с музыкантами различных стран, конкурсы исполнителей национальной музыки, этнопсихологический тренинг, конкурсы культурно- просветительских и музыкальных презентаций, диспуты, Интернет-общения на музыкально-информационных и музыкально-педагогических сайтах.

К традиционным методам воспитания относим такие: беседа, лекция, диспут, метод примера, поручение, создание ситуации успеха, инструктаж, иллюстрации, демонстрации, конкурс, игра, эмоциональное воздействие, поощрение; к инновационным методам относим: мотивационно-диалогический, межкультурной толерантной коммуникации, ценностно- этноидентификационный, проектно-творческий.

На третьем, контрольно-результативном этапе проходит использование контрольных методов для выявления опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, анализ результата межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров в аудиторной и во внеаудиторной работе; оценивание данного опыта.

Результатом реализации обозначенной а работе технологии является сформированность опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, обучающихся в российском педагогическом университете, овладение знаниями и умениями межкультурной музыкально-творческой деятельности. Описание контрольных методов, выявление опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики.

Представляется, что для качественного усвоения музыкального искусства разных стран мира кроме хорового и инструментального исполнительства необходимо добавить сольное вокальное исполнительство, которое является ментальной чертой Китая.

В формировании опыта межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики мы учитывали принципы научности, системности, культурного соответствия, музыкального диалога, межкультурной толерантности, музыкально-творческой ценности, эмоционально-творческой активности.

И в заключении следует сказать, что на основе данных принципов мы сформировали и реализовали такое содержание исследуемого процесса, которое включает два блока: теоретический и практический.

Содержание теоретического блока направлено на формирование культурно-ценностного и толерантного отношения студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики к музыкальной культуре народов, населяющих Российскую Федерацию, на основе освоения ими теоретических знаний и умений по определению специфических этнических и типологических черт музыкальной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации; музыкальных стилей и жанров и особенностей фольклора, духовной музыки, классики, произведений современных композиторов каждой национальности.

Практический блок направлен на формирование умений межкультурного музыкально-творческого общения, идентификации специфического в музыкальной культуре разных народов, толерантного отношения к музыкаль- ной культуре других национальностей в процессе реализации межкультурной музыкально-творческой деятельности студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. – Москва : Прометей, 1990. – 188 с.
  2. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–12.
  3. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание : сущность и пер-спективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 93–96.
  4. И Юнай. Некоторые особенности формирования готовности ино-странных студентов к поликультурному диалогу / Юнай И, А. С. Петелин // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1(282). – С. 96–99.
  5. Лотман Ю. М. Типология культуры. Взаимное воздействие куль-тур / Ю. М. Лотман. – Тарту : Изд-во тартуского ун-та,1982. – 105 с.
  6. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художествен-ного воздействия музыки / В. В. Медушевский. – Москва : Музыка, 1976. – 254 с.

7.      Торопова А.В. Музыкальная педагогика и психология музыкаль-ного образования : учебное пособие / А.В. Торопова. – Москва : Граф-пресс, 2008. – 255 с.

Добавить комментарий