Лю Хуэйсинь
г. Москва
Научный руководитель: к.п.н., доцент МГПУ им. М. Е. Евсевьева О. Ф. Асатрян
Сегодня, в эпоху переоценки ценностей, все более современное звучание приобретает музыка русских композиторов. Спектр звучания музыки русских композиторов широчайший – от начинающих музыкантов до крупных мастеров.
Произведения русских композиторов для детей – оптимальный материал для развития образного мышления обучающихся в фортепианных классах образовательных учреждений.
И сегодня, когда музыкальная культура Китая все чаще обращается к историческому наследию российского музыкального искусства, знакомство с произведениями русских композиторов на раннем этапе обучения, требует поиска новых форм, способов и приемов работы.
Цель данной статьи – рассмотреть ряд особенностей развития образного мышления обучающихся в фортепианных классах образовательных учреждений Китая в ходе изучения фортепианных произведений для детей русских композиторов.
Основная часть
Для нашего исследования принципиальное значение имеет тот факт, что вопросы развития образного мышления обучающихся в фортепианных классах образовательных учреждений Китая в ходе изучения фортепианных произведений для детей русских композиторов до сих пор не получили должного освещения в педагогической литературе, что является одной из проблем настоящего исследования.
Исследование детского музыкального творчества П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и др. позволяет погрузиться в особенности и специфику российской музыкальной культуры, понять ментальные и социально-культурные особенности эстетики их творчества. «Первооткрывателем» фортепианной музыки для детей в русском музыкальном творчестве стал Петр Ильич Чайковский. Вдохновленный циклами Р. Шумана, он создал свой «Детский альбом», музыка которого стала столь любимой детьми многих народов.
Далее стимулом для развития фортепианной музыки для детей стало: с 1860-х годов в России открываются консерватории, разрастается сеть специальных музыкальных образовательных учреждений, открываются музыкальные школы и музыкальные классы. Для обучающихся требуется создание нового репертуара, идущего в ногу со временем. Такие композиторы-педагоги, как А. Гречанинов, С. Майкапар, А. Гедике, создают педагогический репертуар, который имеет не только обучающую цель, но и отражает мир детства в его многообразии доступными для исполнения детьми средствами [1].
Любую деятельность обучающихся в инструментальном классе можно разделить на два основных вида. Один из них связан с нашей памятью, его называют воспроизводящим или, если использовать более научный язык, репродуктивным. Суть такой деятельности кроется в том, что человек повторяет или воспроизводит ранее уже сформированные или выработанные приемы поведения, другими словами, выявляет следы от прежних переживаний, прежнего опыта. В результате чего у человека формируются определенные перманентные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях, что значительно помогает ему приспособиться к окружающему миру.
Другой вид деятельности, итогом которого является не воспроизведение человеком уже известных ему впечатлений и действий, а формирование новых способов действий и образцов, называется творческим. Такая деятельность предполагает способность индивида к переносу ранее обретенных знаний и умений в новую, порой нестандартную для него ситуацию [2].
Процесс творчества по многим причинам остается далеко не тривиальным для научного познания, ввиду того, что творческое мышление – понятие многогранное и сложное. В психолого-педагогической литературе творчество понимается как наивысшая ступень познавательной деятельности, показатель высочайшего уровня развития человека. Творчество – это созидание, познание нового, колыбель материальных и духовных ценностей. Это неустанный поиск неизведанного, совершенствующего наше познание, дающий человеку шанс по-новому осознавать окружающую действительность и самого себя [2].
Составляющие творчества имеют место в любой сфере человеческой деятельности и, далеко не в последнюю очередь, в искусстве. Широко известно, что к искусству относятся литература, графика, архитектура, скульптура, театр, живопись, музыка, танец, кино, декоративно-прикладное искусство и другие типы художественно-творческой деятельности, особенностью которых является отображение действительности с помощью художественного образа.
Так, для художника или музыканта, впечатления, образы окружающей действительности являются инструментом выражения своих идей, переживаний, ценностных отношений к жизни, они же и вдохновляют на создание произведений. Таким образом, то, что мы видим, прочитываем, слышим и то, чему сопереживаем в момент соприкосновения с каким-либо продуктом творческой деятельности – это есть плод осознанной, пережитой, оцененной и затем уже материально воплощенной автором окружающей его действительности.
Не мало важно, что особое значение в творческом процессе имеют знания, умения и навыки. Безусловно, творческая фантазия художника необходима ему для поиска новых сочетания звуков, красок, линий, форм. Но не смотря на высокую важность фантазии в процессе творчества, ее одной не хватает для создания завершенного произведения или творческой интерпретации. Весьма очевидно, что творческий процесс у исполнителя может погаснуть так и не успев начаться, особенно если он не обладает необходимыми знаниями и мастерством, формируемыми в процессе обучения. Никакими способами невозможно заменить мастерство, поскольку именно оно является основным орудием в созидании и исполнении художественных произведений.
В то же время, вся нетривиальность процесса творческого мышления и его трудность заключаются в том, что, хотя знания и являются неким отправным пунктом на пути к творчеству, тем не менее, в момент усвоения или известного знания, или создания новых образов, новых идей, осуществляются совершенно разные психические процессы.
Таким образом, современная педагогика и психология допускают, что степень общего творческого развития определяется некоторыми ограничениями, которые определены генетическими спецификами строения нервной системы. Из чего следует, что есть люди более или менее творчески одаренные, при этом каждый человек может улучшить свои творческие способности лишь до той степени, которая была отпущена природой.
Не менее важную роль в процессе творчества играет бессознательное начало. Так, творчески мыслящие люди, как правило, отличаются глубиной внутренних переживаний, их чуткостью и тонкостью. Высокая степень развития эмоциональной сферы дает им возможность в нестандартных ситуациях обращаться к хранящимся в глубинах памяти образам подсознания и извлекать из него способы решения определенных задач.
Воспитание творческого мышления ученика в классе фортепиано означает постановку таких учебных задач, сущность и структура которых исключала бы необходимости прибегать к посторонней помощи, тем самым подталкивая ученика к самостоятельному поиску в решении возникшей проблемной ситуации. Использование подобного рода методики напрямик ведет к становлению ученика как самостоятельно и творчески мыслящей личности.
Развитие образного мышления – по большей своей части путь к самостоятельным поискам, когда, учащийся в процессе обучения музыкальному исполнительству раз за разом сталкивается с необходимостью самостоятельного решения задач и постоянно прибывает в состоянии творческой активности. Естественно, что в ходе такой творческой мыслительной работы могут возникнуть некоторые просчеты, заблуждения и ошибки, однако, несмотря на это, знания, полученные таким путем, на практике намного устойчивее и надежнее, а также относительно легко актуализируются в ходе работы над музыкальным материалом, который не встречался ранее. Заметим, что возможность творчески и без помощи других решить ту или иную музыкальную задачу, зачастую принимается учащимися с заметным энтузиазмом, ведет к более глубоким художественно-интеллектуальным переживаниям, а также наделяет знания положительной эмоциональной окраской.
Заметную роль в данном процессе играет воображение, именно его активизация позволяет исполнителю извлечь живую музыку из мертвой нотной записи, где указания композитора призваны всего лишь направить мысль исполнителя, дать ему первоначальную точку опоры. Изначально воображение на основе обработанных жизненных переживаний создает образ, наполняя его звучанием, движениями, красками, а после переносит все это в исполнительское искусство. Иначе говоря, воображение музыканта подсказывает ему своего рода живописно-образные эквиваленты музыки. Более того, музыкант не только видит будущую картину, но и в состоянии слышать ее своим внутренним слухом. Таким способом, в творческий процесс включается слуховое воображение, подразумевающее способность представлять себе, в точном или трансформированном виде, звучания, ранее осознанные и хранящиеся в памяти.
Особое значение данного качества воображения отмечали многие выдающиеся педагоги и мастера пианизма. К примеру, Иосиф Гофман говорил о том, что возникающие в воображении звуковые образы, воздействуя на соответствующие доли головного мозга возбуждают их, вызывая, тем самым некие, импульсы, которые передают это возбуждение двигательным нервным центрам, задействованным в музыкальной работе исполнителя. Так он описывал процесс превращения изначального исполнительского замысла в звучащую реальность.
Понятия «воображение» и «представление» трудно различать, потому, что и то, и другое может быть, как воспроизводящим, так и творческим. Исходя из их свойств можно выделить два типа музыкантов. К первому типу относятся те, кто обладает чисто музыкальным воображением, когда музыкальные представления равноценны звуковым. Музыканты подобного типа не испытывают необходимости в художественных ассоциациях. Для них, язык звуков сам обладает достаточной выразительностью. У второй типа музыкантов, звуковое восприятие порождает представления и зрительные, и поэтические, и порой даже обонятельные. Отметим, что вся программная музыка по сути порождается способностью к подобным ассоциациям, причем чем богаче такая внутренняя ассоциация, тем значительней исполнитель может влиять своей игрой на слушателя, вызывая похожие, а иногда даже абсолютно идентичные образы.
Любопытно, что в процессе исполнения музыкант может использовать две тактики: первая из них предполагает, что созданный и отработанный предварительно исполнительский замысел ведет за собой исполнение, а вторая, что исполнителя ведут его руки и пальцы и исполнение исходит из того, что получилось только что в результате моторных действий. Как считает Валентин Петрушин, подобного рода музыканты в большей степени подвержены стрессогенным факторам публичного выступления и не в состоянии слышать все произведение в целом [4]. В связи с чем у таких исполнителей еще до того, как они выйдут на сцену должен быть готов некий «стратегический» план исполнения. С точки зрения практического осуществления, для такой задачи имеется несколько методов, один из которых предполагает необходимость разделение внимания и связан с формированием способности слушать себя со стороны.
О значимости и необходимости подобного разделения внимания упоминали многие известные музыканты-исполнители. Так, к примеру, Ф. И. Шаляпин вспоминал, что во время сценического действа перед публикой словно два Федора, причем поет один, а второй контролирует весь процесс со стороны. Таким образом, он играет и слушает, наблюдает и действует одновременно.
Однако независимо от того, какую тактику исполнения выбрал музыкант, каким бы трудным и индивидуализированным с психологической точки зрения ни был процесс исполнения, суть исполнительства лежит скорее в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Так что же подразумевается под художественным образом произведения искусства?
В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Генрих Густавович Нейгауз определяет «художественный образ» как «содержание, смысл, поэтическую сущность музыки» [3]. Данное краткое определении прекрасно раскрывает основной смысл данного понятия.
Художественный образ – это средство и форма отражения жизни языком искусства, вид бытия художественного произведения, рассматриваемого с точки зрения его идейного содержания, выразительности, осмысленности и эмоциональной наполненности. Это то, что из большого количества любых других продуктов труда человека выделяет именно произведения искусства.
В любом виде искусства художественный образ обладает особой структурой, обусловленной, с одной из сторон, спецификами излагаемого в нем духовного содержания, а с другой стороны — свойством материала, в котором это содержание воплощается. У каждого вида искусства есть свой материал для передачи художественного образа: звук в музыке, линия, цвет в живописи, дерево, бетон, мрамор в скульптуре.
Стоит отметить, что главной целью художественного образа является оказание существенного воздействия не только на чувства, но и на мысли слушателя, где необходима целостность образных и аналитических возможностей мышления. Так, в процессе выражения художественного образа чувства исполнителя, насыщаясь жизненными переживаниями, пребывают под контролем сознания, которое имеет как эмоциональное, так и интеллектуальное начало, и отображается в том, что в процессе исполнительской деятельности музыкант мыслит и переживает в то же время.
Для того, чтобы музыкальный интеллект учащегося инструментального класса развивался комплексно и гармонично, преподаватель в процессе обучения обязан непрерывно производить поиск формы соединения аналитической мыслительной деятельности (с применением словесно-знаковых систем) с деятельностью, нуждающейся во включении художественно-образного мышления и его способов активизации, таких как аналогия, поиск, ассоциативность. В свою очередь, развитие эмоциональной отзывчивости осуществляется на основе формирования ассоциативного фонда, активизации творческого воображения и образно-слуховых представлений.
Исходя из написанного выше, можно прийти к выводу, что развитие образного мышления обучающихся в фортепианных классах образовательных учреждений Китая – сложный, многоступенчатый процесс, в котором неразрывно связаны эмоция и мысль.
Таким образом, формирование художественно-мыслительной деятельности обучающегося, должно опираться на нерушимую связь эмоциональной и интеллектуальной составляющих.
Учащиеся, овладев некоторыми навыками игры, в фортепианных классах образовательных учреждений Китая не могут в своём исполнении показать всю привлекательность фортепианных произведений для детей русских композиторов. Это происходит, в частности, потому, что они сами не понимают глубоких эмоций, заложенных в музыке для детей русских композиторов. Данную проблему невозможно решить без направленности учебного процесса фортепианного класса на развитие образного мышления обучающихся.
Список использованных источников:
- Балдина, Е. Г. Фортепианная музыка для детей в творчестве отечественных композиторов первой трети XX века / Е. Г. Балдина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : Электронный сборник статей по материалам LVII студенческой международной научно-практической конференции. Том 9 (57) : Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. – С. 5-7.
- Горлинская Наталья Амаяковна. Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 137 c. РГБ ОД, 61:03-13/1502-5
- Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М. : Музгиз, 1964. – 318 с.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психология/ В. И. Петрушин // – М. : Пассим, 1994. – 384 с.