ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ НАВЫКОВ РАБОТЫ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА

КАРГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, olgakargina13306@gmail.com

 Ключевые слова: рисунок, натюрморт, графика, графические материалы, академический рисунок.

Аннотация: в статье говорится о важности формирования навыков работы графическими материалами у обучающихся детских художественных школ. Подчёркнута роль академического рисунка как основного вида графики. Обозначены основные виды графических материалов, выявлены методы формирования навыков работы с ними при построении натюрморта и его тональной проработке.

 

Современный этап развития педагогической науки отмечен проведением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Видные деятели науки, искусства, педагогики и психологии (А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский, Г. В. Беда, В. С. Кузин, А. Е. Терентьев, Т. Я. Шпикалова и др). в своих трудах доказывают несомненное развивающее значение изобразительной деятельности для обучающихся, которая способствует выявлению и развитию художественных способностей и влияет на творческую активность ребенка.

Одним из актуальных направлений в развитии творческих художественных способностей детей является приобщение обучающихся к графике. Графика является основой профессиональной грамотности художника. Этот вид изобразительного искусства основан на технике рисунка, выполненному различными графическими материалами и включает в себя множество техник: рисование карандашами, различными мягкими материалами, тушью.

И. Б. Ческидова подчеркивает, что «рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства» [1, с. 23]. Он обладает «исключительным художественно-эстетическими возможностями» (В. В. Бабияк) [2].

В графике рисунки различают по использованию художественно-графических средств изображения, таких как линия, штрих, пятно, светотень, фактура, фон. Например, в линейном рисунке используются различного размера прямые линии и штрихи, главная задача которых – передача формы, перспективы и композиционной целостности объектов на плоскости. Для светотеневого рисунка характерна передача объема предмета при помощи контрастности, создаваемой сочетанием света и тени. Этого можно добиться, используя мягкий (темный) графический материал для тени и, допустим, ластик для создания бликов света, которые исходят от окна. И, наконец, тоновой рисунок создается с помощью силуэта, иначе говоря, пятна.

А. А. Пискун подчеркивает, что: «…рисунок рассматривается художниками-педагогами через категории «объем», «форма», «масса» и т. п.» [3, с. 87]. Для освоения учащимися этих понятий необходимо развивать глазомер, «умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования, умение рисовать объекты с натуры с точной передачей пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, тональных отношений». Эти умения входят в основы изобразительной грамоты.

Для понимания законов построения объемно-пространственных форм на плоскости учащимся поможет рисование с натуры, которое является ведущим методом академического рисования. Одним из видов рисования с натуры является натюрморт. С. А. Вирабян писал: «Учебный натюрморт является неотъемлемым компонентом обучения изобразительному искусству» [4, с. 225]. Что же представляет из себя натюрморт? Это изображение неодушевленных предметов, состоящих в единой гармоничной композиции. Композиция или, иначе говоря, компоновка предметов на плоскости бумаги является основным из требований по работе с натюрмортом.

В детской художественной школе обучать компоновке начинают с простых силуэтов, используя простой карандаш, как основной графический материал в академическом рисунке.

Преподаватель вместе с учениками подбирает идеи и мотивы для будущего натюрморта. Когда тема для будущей работы выбрана, начинается процесс расстановки предметов.  Педагог узнает мнение ребят о данной постановке, ведь тем самым у обучающихся идет формирование эстетического вкуса.

Далее идет процесс компоновки и зарисовок. О том, что рисунок может быть не только средством проектирования предмета, но и быстрым способом фиксирования будущей работы, писал М. В. Горелов [5]. Такой способ рисования принято называть зарисовкой. Данная техника осваивается рисованием простым карандашом. Дети обучаются правильному построению предметов, ровных перпендикулярных линий, передаче пропорций, нахождению центральной оси, тренируют глазомер. Для данного вида изображения характерны такие элементы, как прямые линии, быстрые штрихи, группирующиеся между собой вместе с быстрыми не особо прорисованными силуэтами, которые могут иметь как произвольную форму, так и геометрическую.

Далее обучающиеся пробуют себя в изображении быстрых зарисовок различными графическими материалами. При работе мягкими графическими материалами – сухой пастелью, мелками разных видов – для достижения более мягкого эффекта теней и плавных линий могут использоваться различные вспомогательные предметы, такие как ластик с заостренным кончиком (для создания рефлексов и бликов) и специальные растушевки.

После того как дети ознакомились со всеми видами графических материалов и у них сформировались навыки рисования можно приступать к выполнению самого натюрморта в тоне. Здесь уже сам процесс зависит от выбора графического материала.

Помимо традиционного карандаша существует следующие графические материалы: тушь (нем. tusche, франц. touche от toucher – касаться) – черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Относится к водно-клеевым
материалам. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, интенсивный тон и широкую шкалу градаций при разведении водой. Возможности работы с тушью очень велики: работа пером, кистью, палочкой, спичкой. Ретушь (франц. retouche – подправление, подчистка от лат. retare – очищать) – подрисовка, подчистка, уточнение изображения; отсюда название специального угольного карандаша, способного создавать тонкие переходы и матовый тон. Сангина (франц. sanguine от лат. sanguis – кровь) – мягкий и толстый карандаш, дающий матовый красно-коричневый тон, приготовляется из глины и связующих веществ. Техника рисования сангиной в сочетании с черным и белым мелом, распространенная в середине XVIII в., называется «техникой трех карандашей». Уголь (др. русск. оугль от др. прусск. Anglis – огонь) – обожженное дерево; древесный, а затем прессованный уголь используется как материал для рисования. Обладает мягкостью, пластичностью и дает матовый черный тон. Соус (франц. sauce – соус, подливка) – материал для рисования в виде толстых карандашей из прессованного черного красителя с клеем; дает глубокий, матовый черный тон (иногда серый или серо-коричневый). Наносится на бумагу штрихом или размывается кистью с водой.

Графические материалы способствуют быстрому развитию творческой активности детей, выявляют положительные личностные черты – трудолюбие, веру в собственные силы и способности, эмоциональную отзывчивость, и что немаловажно, укрепляют руку (мышечный аппарат), улучшают сенсомоторику и глазомер.

Формирование навыков работы графическими материалами в процессе выполнения натюрморта требует применения определенных педагогических методов.

На основании изучения литературы (Н. В. Матяш, Н. К. Семеновой, В. А. Сластенина и др) мы выделили общедидактические и специальные методы. К общедидактическим методам мы отнесли следующие: словесный метод, основными приемами и способами которого являются рассказ, объяснение, беседа; наглядный метод, заключающийся в показе предметов или их моделей, схем, графиков; практический метод, связанный с практическим выполнением учащимися художественных работ; метод упражнений, предусматривающий целенаправленное повторение коротких, сфокусированных действий, формирующих правильные приемы работы и графические навыки.

Особое внимание уделим специальным методам.

Метод «мозгового штурма» представляет собой поиск идей за небольшое, специально отведенное время и способствует активизации воображения, мышления учеников, благодаря чему могут появиться неожиданные, но оригинальные идеи для решения поставленной проблемы.

Метод стимулирования потребности в художественном творчестве, основанный на объяснении необходимости владения графическими навыками, и включении таких форм как посещение графических экспозиций, творческих мастерских художников, участие в художественных выставках, конкурсных проектах на уровне образовательного учреждения, района, города, республики, страны.

Метод портфолио применяется для создания коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс и художественно-творческие достижения.

Работа над выполнением натюрморта в технике рисования простым карандашом включает в себя несколько этапов:

1 этап. Выбор тематики натюрморта, подбор предметов и составление их в гармоничную композицию для постановки. Например, выбрать для изображения атрибуты женской косметики: различные флаконы и тюбики интересной формы. Их очень выгодно можно изобразить на листе бумаги с помощью простого карандаша.

2 этап. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Компоновка предметов на плоскости листа бумаги, учитывая все законы перспективных сокращений.

3 этап. Работа в тоне.

Таким образом, приобщение детей к графической деятельности способствует формированию гармонически развитой личности. Процесс обучения владению разнообразными графическими материалами и техниками рассматривается как особая сфера творчества обучающихся детских художественных школ. Формирование у детей навыков работы графическими материалами включает использование общедидактических (словесного, наглядного, практического) и специальных (метода «мозгового штурма», метода стимулирования потребности в художественном творчестве, метода портфолио) методов.

Список используемых источников

  1. Ческидова, И. Б. Теория и практика изобразительного искусства : учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / И. Б. Ческидова. –  Нижний Тагил : НГСПИ (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2017. – 84 с. – ISBN 978-5-8299-0362-6. – Текст : непосредственный.
  2. Бабияк, В. В. Русский академический учебный рисунок (XVIII — начало XX века): специальность 13.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» : автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Вячеслав Вячеславович Бабияк; Российский педагогический государственный университет. – Санкт-Петербург, 2005. – 48 с. – Текст : непосредственный.
  3. Пискун, А. А. Сущность, структура и содержание понятия «Академический рисунок» / А. А. Пискун. – Текст : непосредственный // Искусство и культура. – 2022. – № 3. – С. 83–89.
  4. Вирабян, С. А. Учебный натюрморт в программе 1 курса бакалавриата в художественно-графических факультетах педагогических вузов России / С. А. Вирабян // Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия : материалы VIII Международной межвузовской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 224-228. – Текст : непосредственный.
  5. Горелов, М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: специальность 13.00.04 «Техническая эстетика и дизайн» : автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведа / Михаил Вячеславович Горелов; Московский государственный художественно-промышленный университет. – Москва, 2006. – С. 30-36. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий