МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ МОРДВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

ТРУБИЦЫНА АНЖЕЛИКА ВИТАЛЬЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, v.istorii1756.1763@gmail.com

 Ключевые слова: мифология мордвы, декоративно-прикладное искусство, народное творчество.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме приобщения детей к народному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства на тему мифологических образов мордвы.

 

MYTHOLOGICAL IMAGES OF MORDVIANS IN DECORATIVE AND CRAPPED ARTS AS A WAY OF INVOLVING CHILDREN IN FOLK ARTS

Trubitsyna Anzhelika Vital’evna

student Faculty of Art and Music Education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: mordovian mythology, arts and crafts, folk art.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of introducing children to folk art through the means of decorative and applied art on the topic of mythological images of the Mordovians.

 

За последние десятилетия изменилось отношение людей к истории и традициям своего народа, было много утеряно и позабыто. Сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре и это большой шаг в воспитании толерантности и духовности младшего поколения. Основной задачей является воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашей многонациональной стране [6].

Каждый народ имеет свои обычаи, культуру, язык и традиции. Все это является неотъемлемой частью жизни любого человека и неразрывно связано с прошлым народа, с его историей. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Потому знание истории, культуры и традиций своего народа является обязательным для духовного и разностороннего развития человека.

Еще в дошкольном возрасте ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве (A.B. Бакушинский, H.A. Ветлугина, Е.И. Флерина) [5]. Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности.

Одной из наиболее эффективных форм приобщения детей к народному творчеству является декоративно-прикладное искусство. Знакомство обучающихся с народным творчеством на занятиях декоративно-прикладным искусством позволяет восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в мировой культуре, найти современные технологии в решении нынешних социально-исторических, экологических, нравственных, эстетических и других проблем. Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания ребенка необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию [7].

О неоценимом значении народного творчества говорилось и многими учеными, педагогами и психологами, такими как А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, Р.Н. Смирнов, Т.С. Шацкий.

Великий педагог К.Д. Ушинский, говоря о принципе народности, подчеркивал, что воспитание должно быть народным. Именно он говорил о том, что фольклор есть то самое превосходное средство, которое раскрывает самобытность любой культуры и формирует чувство патриотизма [1].

Применяя в воспитании детей народное декоративно-прикладное искусство, можно выделить главную идею – воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие, выделяют главный принцип – воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Б.М. Неменский говорил о том, что детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций [1].

В исследованиях таких педагогов и психологов как Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейна отмечается следующая позиция: основной путь воспитания – движение ребенка к общим гуманистическим ценностям, через приобщение к культуре нации, выраженной в материальных и духовных ценностях [4].

Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей также отмечали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. Они отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре [4].

Народное творчество берет истоки из древности. Предметы народного творчества вдохновлены бытом и традициями времени. Немаловажную роль играет и мифология. Часто люди через мифологию передают свое отношение к проблемам бытия. Миф является первоначальной формой духовной культуры человечества. Из мифа родились религия, философия, разные формы искусства.

В мифах у разных народов из поколения в поколение передавался накопленный практический опыт. В нем отражалась мудрость предков. Мудрость, которой верили и следовали потомки. Так рождалась вера.

Мифология помогает осознать национальную идею, воссоздать картину мировосприятия и мировоззрения, являющуюся стержнем культуры этноса. Издревле люди с помощью мифологии находили ответы на насущные вопросы и вопросы мироздания. Мифология каждого народа является неким генератором для развития духовной культуры, которая во многом определяет национальную ментальность, национальный характер.

Мордовская мифология представляет собой совокупность мифологических представлений групп финно-угорских народностей мокша и эрзя, являясь частью общей финно-угорской мифологии. Как говорил В. О. Ключвский: «Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему мы должны стремиться».

При изучении традиционных религиозно-мифологических воззрений мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса – Вирява, земли – Модава, воды – Ведява, ветра – Вармава, огня – Толава и так далее. Наряду с божествами в образе женщин, встречаются божества и в образе мужчин, например Вирятя, Модатя, Ведятя, Варматя, Толатя и другие, считавшиеся мужьями соответствующих женских божеств.

Особенностью мордовской мифологии является жертвоприношение, которое должно было задобрить божеств, чтобы они не наделали много бед и неприятностей. С этой целью в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, то есть в лесах, на полях, у рек, в жилищах, во дворах и на пасеках устраивались моляны, на которых совершались жертвоприношения, произносились молитвы.

Изделия декоративно-прикладного искусства, созданные по мотивам мордовской мифологии, представляют собой яркое, самобытное явление нашей современности, в которых отражается своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.

В настоящее время все больше растет интерес к мордовской мифологии. Это выражается в стремлении людей выявить и осмыслить истоки традиций. Изобразительная деятельность оказывает большое социальное и психологическое влияние на ребенка, помогает в развитии мышления, эстетики и образного восприятия. Потому приобщение детей к народному творчеству путем декоративно-прикладного искусства на тематику мордовской мифологии является важным проводником к изучению традиций. Это помогает детям познать истоки национальной культуры, соприкоснуться с бытом и традициями древности.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гусев Д.А. Сельская школа: возвращение к истокам народного прикладного творчества // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-8. – С. 1742–1745.
  2. Гусев Д.А. Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. – № 3 (4). – С. 102–103.
  3. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. – 2015. – №1 (10). – С. 77–80.
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997. – 155 с.
  5. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов-на-Дону, 2002. – 320 с.
  6. Краснова, С. В. Приобщение к мордовской народной культуре детей старшего дошкольного возраста / С. В. Краснова, О. В. Никонорова, С. В. Черемных. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2 (5). – С. 42-43.
  7. Терехова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2021. – № 1 (32). – С. 34-36.

Добавить комментарий