ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЗИЦИЙ И ПЕРЕХОДОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДМШ

Киреева Ирина Ивановна

преподаватель по классу скрипки, МБУДО «Детская музыкальная школа № 2», г. Саранск, Россия, iri.kireeva2014@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются практические упражнения скрипача, способствующие эффективному развитию технических навыков в ходе обучения игре на скрипке.

Ключевые слова: музыкальное образование, обучение игре на скрипке, технические приемы игры, изучение позиций, виды переходов в позиции.

 EXPRESSIVE AND TECHNOLOGICAL POSSIBILITIES IN THE STUDY OF POSITIONS AND TRANSITIONS IN THE COURSE OF LEARNING TO PLAY THE VIOLIN IN THE CLASSROOM AT THE DMSH

 Kireeva Irina Ivanovna

violin teacher, Children’s music school No. 2, Saransk, Russia, iri.kireeva2014@yandex.ru

 Annotation: The article deals with practical exercises of the violinist, which contribute to the effective development of technical skills in the course of learning to play the violin.

Key words: musical education, learning to play the violin, technical methods of the game, learning positions, types of transitions in positions.

 

Современные технологии – это принципиальная новизна в процессе обучения. Любая система, в том числе устаревшая система музыкального образования, управляется технологией. Ее можно назвать традиционной, в чем-то она, успешна и консервативна, даже рутинна, но это в любом случае технология. Потому что технология – это организация всех путей обучения, нацеленная на конечный результат. В данном случае наша технология должна быть нацелена на подготовку специалиста, который будет реализовывать себя в сфере культуры.

С культурой на сегодняшний день происходят достаточно радикальные трансформации. В основном они направлены на оснащение учебных заведений компьютерной базой, введение в учебный план музыкальной информатики, на умение работать с компьютером. Все эти новшества и технологии по-разному применяются в учебном процессе: это и проекты-презентации, и программы для аранжировки, и минусовые фонограммы, и доступность аудио- и видеотеки, и многое другое.

Но никто не отменял выразительно-технологические возможности при изучении позиций и переходов во время обучения игре на скрипке на уроках специальности.

Под термином «позиция» подразумевается положение левой руки и пальцев в той или иной части грифа. Прочное усвоение позиций имеет важное значение для изучения грифа и овладения техники левой руки. Долгое время незыблемой основой техники левой руки считалась четко выраженная позиционность. Многие авторы расходились в наименовании позиций, но единодушно определяли в качестве естественного охвата позиции расстояние чистой кварты (ч. 4) между 1-ым и 4-ым пальцами. Были, правда, попытки не следовать этому примеру и строго придерживаться этого правила [7, с.1 39]. Взять хотя бы творчество Н. Паганини, 24 каприса которого явились гениальным взглядом в будущее.

В настоящее время позиция в классическом смысле слова, безусловно, сохраняет свое значение в качестве опоры техники левой руки. Но, кроме позиционной игры, очень широко используется и межпозиционная игра, но это уже в старших классах.

В большинстве скрипичных школ система обучения предусматривает слишком длительное прохождение только I позиции. Недостаток этого метода сказывается в том, что при игре в одной только позиции у учащегося не возникает представления о роли подбородка в держании скрипки, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает привычку держать инструмент одной только левой рукой и ведет к чрезмерному сжиманию шейки инструмента [1, с. 217].

В начальном обучении нужно последовательно и тщательно изучать каждую из позиций, усваивая различные положения руки. При этом следует стремиться к тому, чтобы в большинстве позиций (кроме наиболее высоких) сохранялась, по возможности, единая форма постановки пальцев.

По мере передвижения руки в верхние позиции локоть следует постепенно выдвигать несколько вправо, кисть при этом «обходит» корпус скрипки, а большой палец, примерно с IV позиции, начинает отставать от пальцев, расположенных на грифе и упирается в стык.

Движение левой руки для перехода из одной позиции в другую совершается обычно при помощи особого скольжения по струне (грифу), процесс, именуемый glissando [2, с. 209]. Хотя этот термин применяется и как художественно-музыкальный оттенок в струнно-смычковой литературе (чаще всего встречается в еврейской и цыганской музыке), можно его принять и в механико-физиологической терминологии. В последнем случае – это не медленное, заметное для слуха скольжение по струне, а исключительно прием для незаметного (в смысле «завывания») и естественного перехода из одной позиции в другую, чтобы избежать грубого для слуха отличия между игрою в одной позиции и сменой позиций. Некоторые педагоги пришли к заключению, что переход в позицию происходит на том пальце, который «брал» последнюю ноту в оставляемой позиции. Он и делает glissando в ту позицию, в которую должна перейти рука. Его часто называют «ведущим» пальцем или «пальцем-проводником».

Основой техники пальцев левой руки является их активное, энергичное падение на гриф и подъем. Однако при такой активности давить пальцами на гриф не нужно, что иногда делается, чтобы «укрепить» их силу. Сила пальцев должна быть в их активности, должны быть развиты мышцы (падение на струну и активный подъем), на грифе они должны лежать с минимальной силой напряжения, т.е., в «рабочем состоянии» [6, с. 187]. Это важно при игре двойных нот и при переходах в позиции. Прижатые сильно пальцы на грифе ведут к судорожной игре, мешают всем движениям руки во время игры какого-либо музыкального произведения или даже гаммы. Необходимо обращать внимание на облегчение обычно тяжелого 1-го пальца. При смене позиций прижатый к грифу 1-ый палец служит «тормозом».

Существует несколько видов переходов в позиции:

– с открытой струны на любой из пальцев в любую позицию;

– с 1-го пальца на 1-ый, со 2-го на 2-ой, с 3-го на 3-ий, с 4-го на 4-ый;

– с нижележащего на вышележащий: с 1-го на 2-ой, с 1-го на 3-ий, с 1-го на 4-ый, со 2-го на 3-ий, со 2-го на 4-ый, с 3-го на 4-ый;

– с вышележащего на нижележащий: со 2-го на 1-ый, с 3-го на 1-ый, с 3-го на 2-ой, с 4-го на 1-ый, с 4-го на 2-ой, с 4-го на 3-ий;

– на флажолет.

Нужно обращать внимание на то, что в момент скольжения пальца нажим его на струну должен быть несколько ослаблен, чтобы glissando получилось мягкое, певучее, а не «завывающее». Излишний нажим пальца на струну мешает плавному переходу. Нужно объяснить ученику, что скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент лежит на струне. Вспомогательная нота нужна лишь только как временный ориентир при первоначальном изучении переходов, затем она постепенно отпадает. Принцип перехода: палец, берущий последнюю ноту в исходной позиции, скользит вместе со всей рукой в новую позицию, скользящий палец незаметно подменяется нижележащим пальцем. Этот вид переходов вначале можно изучать со вспомогательными нотами.

В целях освобождения от хватательного движения перед переходом из верхней позиции в нижнюю рекомендуется большой палец заранее перемещать вдоль шейки скрипки в сторону порожка, а затем лишь переходить остальными пальцами [3, с. 189; 7, с. 145].

Итак, основные моменты, оказывающие непосредственное тормозящее влияние на свободу передвижения левой руки по грифу:

а) это прижимание плеча к туловищу (что связывает движение плеча, а, следовательно, и перемещение всей руки вдоль грифа);

б) опора ладони о корпус скрипки при игре в III позиции (а также в верхних частях грифа).

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гуревич, Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура / Л. Н. Гуревич. – М.: Музыка, 1993. – 183 с.
  2. Гутников, Б. Л. Об искусстве скрипичной игры / Б. Л.Гутников. – М.: Музыка, 1981. – 224 с.
  3. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. – М.: Классика–XXI, 2006. – 255 с.
  4. Камилларов, Е. Техника левой руки скрипача / Е. Камилларов. – Л.: Музгиз, 1961. – 214 с.
  5. Струве, Б. А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов / Б. А. Струве. – М.: Музыка, 1952. – 158 с.
  6. Флеш, К. Искусство скрипичной игры / К. Флеш. – М.: Классика–XXI, 1999. – 345 с.
  7. Ямпольский, И. М. Основы скрипичной аппликатуры / И. М. Ямпольский. – М.: Музыка, 1955. – 234 с.

 

Добавить комментарий