РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01(045)

ББК 74.0

М 602

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования МГПУ имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

ЧЕРНЫШОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

 

 Аннотация: в статье в рамках компетентностного подхода рассматривается понятие личностных компетенций и их развитие у обучающихся-музыкантов в дополнительном образовании.

Ключевые слова: компетенции, личностные компетенции, компетентностный подход.

 

MILITSINA OLGA VIKTOROVNA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

art and music education

Mordovian State Pedagogical University

CHERNYSHOVA SVETLANA ALEKSANDROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia.

 THE DEVELOPMENT OF PERSONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN MUSIC CLASSES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 Abstract: The article considers the concept of personal competencies and their development among students-musicians in additional education within the framework of the competence approach.     

Keywords: competencies, personal competencies, competence approach.

 

В последние годы в России все большее внимание уделяется концепциям компетентностного подхода и ключевых компетенций в образовании. Эти понятия стали центральными в обсуждениях о необходимости модернизации образовательной системы страны, особенно в контексте изменяющихся социальных и экономических реалий.

По мнению М. Б. Горбуновой, в «качестве главного образовательно­го результата теперь рассматриваются компе­тенции учащегося. Предполагается, что резуль­тативно-целевая основа компетентностного под­хода сможет значительно усилить практическую составляющую образования» [1].

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход. Так, Е. Я. Коган [2] считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы.

Д. А. Иванов [3] отмечает, что компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева [4], – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

А. В. Хуторской выделяет группы ключевых компетенций, при этом отмечается: «…перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучении, так и по учебным предметам и образовательным областям» [5, с. 33].

ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, определяющие индивидуальную образовательную траекторию ученика и его программу жизнедеятельности в целом.

– общекультурные компетенции в области познания и опыта деятельности в национальной и общечеловеческой культуре; опыт освоения учеником картины мира.

– информационные компетенции в области работы с информацией в различных учебных предметах и образовательных областях, а также в повседневной жизни.

– коммуникативные компетенции – знание языков и умение взаимодействовать с окружающими; навыки работы в группе, коллективе.

– личностные компетенции, направленные на освоение методов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, умений эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

ФГОС НОО трактует личностные компетенции как «умение владеть ситуацией, оперативно принимать решения, готовность развиваться самостоятельно в разных направлениях как полноправный член общества» [6]. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. Они формируются преимущественно через систему воспитания, включая образовательные учреждения, семью и другие социальные институты.

В современном обществе дополнительное музыкальное образование играет важную роль в формировании и развитии личностных компетенций у детей и подростков. Музыка является уникальной сферой выражения эмоций, творчества, она активирует различные эмоциональные реакции и помогает лучше понять свои и чужие чувства и эмоции.

На основании анализа государственных образовательных стандартов нового поколения с учетом преемственности результатов формирования компетенций на уровнях начального, общего и среднего образования мы, опираясь на работы Н. П. Ансимовой, выделяем следующие группы личностных компетенций:

  • когнитивная компетентность, позволяющая обеспечить мотивационную готовность к познавательной деятельности;
  • коммуникативная компетентность, обеспечивающая эффективность и продуктивность межличностного общения;
  • социальная компетентность, позволяющая эффективно включаться в жизнь социума и создать условия для формирования умения бесконфликтно выполнять различные социальные роли [7, с.162].

Для развития когнитивной компетентности приведем ряд творческих заданий, актуализирующих интерес к обучению, мотивационную готовность.

Задание 1. «Подбери музыкальный инструмент»: спеть с младшими школьниками детскую песенку, которая им хорошо знакома («Журавель», «Зайчик» и др.). Затем на электронном фортепиано (или синтезаторе) показать учащимся несколько кнопок управления регистрами различных музыкальных инструментов. Предложить детям помочь учителю украсить песенку, сопроводив ее звучанием различных музыкальных инструментов.

Задание 2. Учитель записывает основную тему музыкального произведения в формате фортепиано с помощью музыкально-компьютерной программы, далее в процессе обсуждения и диалога с преподавателем дети выбирают звучание инструментов, которые могут помочь отразить характер и настроение музыкального образа или героя музыкального произведения определенной направленности.

Коммуникативная компетентность развивается на музыкально-теоретических занятиях в процессе слушания музыки, когда ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, учится реагировать на разную по характеру музыку, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Навыки социальной компетентности возможно развивать в процессе коллективных музыкальных занятий. Участие в музыкальных ансамблях обычно требует совместной работы с другими участниками. Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, уважать мнения и вклад каждого члена ансамбля. Это способствует развитию социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация и управление конфликтами.

Таким образом можно сделать вывод, что компетенции личностного самосовершенствования играют важную роль в образовании. Они направлены на развитие различных аспектов личности, таких как физическое, духовное и интеллектуальное развитие, а также на управление своими эмоциями и поддержку себя. Важно, чтобы образовательная система уделяла должное внимание формированию этих компетенций, поскольку они существенно влияют на успешность учебы и личностное благополучие учеников.

 

Список использованных источников

  1. Горбунова М. Б. Методологические основания формирования социально- личностных компетенций учащихся 1–4 классов в исследовательской деятельности / М. Б. Горбунова // Вести БГПУ. Серия 1, 2017. – № 4. – С. 27-31
  2. Коган, Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / / Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. – Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию
  3. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие. – Москва: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
  4. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О Е. Лебедев //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – с. 3–12.
  5. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. – Москва : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования – https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
  7. Ансимова, Н. П. Личностные компетенции обучающихся младшего школьного возраста / Н. П. Ансимова

Добавить комментарий