КОМПОЗИЦИОННЫЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ: К СУЩНОСТИ ВОПРОСА

АНУФРИЕВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА

магистрант 3 курса Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lotner1996@yandex.ru

Научный руководитель: Карпушина Л.П., доктор педагогических наук, профессор МГПУ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация

 

Ключевые слова: станковая композиция, композиционные умения, методы формирования композиционных умений, методики, обучающиеся детской художественной школы.

Аннотация:  В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования композиционных умений обучающихся детской художественной школы.

COMPOSITIONAL SKILLS OF STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOL TO THE ESSENCE OF THE ISSUE

ANUFRIEVA ANASTASIA IVANOVNA

3st year master’s student Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation, lotner1996@yandex.ru

 Scientific supervisor: Karpushina L.P.,  Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation

 

Key words: easel composition, compositional skills, means and techniques of compositional skills formation, methods, students of the children’s art school.

 Abstract: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem the formation of compositional skills of students of the children’s art school.

 

Основная задача развития детского творчества заключается в том, чтобы научить ребенка использованию различных приемов изобразительной грамоты и с их помощью выражать свое видение окружающей действительности. Поэтому для создания рисунка ребёнку необходимо  сформировать композиционные умения.

М.В Алпатов рассматривает «композиционные умения», как  совокупность освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции [1].

В процессе развития композиционных умений совершенствуются и мыслительные операции такие как: умение планировать свою деятельность, анализ, синтез, сравнение, способности. Всё это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.

Успех выполнения работы по станковой композиции и формированию композиционных умений в процессе обучения зависит от правильного определения целей и содержания занятий, от создания педагогических условий для обеспечения художественно–творческой деятельности, а также учета возрастных особенностей обучающихся. Способы композиционной выразительности должны осваиваться обучающимися на практике в процессе выполнения серии творческих заданий под руководством учителя. Освоение станковой композицией заключается также в том, что сначала мы знакомим ребенка с определенными материалами и техниками, а потом переходим к самостоятельному созданию творческой работы. Ребенок сам должен выбрать технику, в которой он будет выполнять свою работу, обдумать сюжет и решить некоторые композиционные и изобразительные задачи, что бы получился законченный образ.

Художники-теоретики, такие как Волков Н. Н., Шорохов Е. В., Юон К. Ф., Савицкий Г. К., занимались поиском методов формирования композиционных умений.  Знаменитый художник Волков Н. Н. в своей книге «Композиция в живописи» писал, что «среди композиционных задач, задача построения пространства является одной из самых важных [2, с. 91].

Советский художник-живописец К.Ф Юон говорил о том, что «опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов композиционных умений для получения определенных эффектов» [7,105]. Он предлагает целую систему для развития композиционных умений, которая включает в себя: схематичные наброски лиц, фигур людей, животных, рисование по памяти и воображению фигур в движении, воспитание привычки альбомного рисования как в студиях, так еще больше в процессе наблюдения живой жизни.

Методы формирования композиционных умений отражены и в программах по предмету «Изобразительное искусство» Б. М Неменского, В. С Кузина, Н. Н Ростовцева, Е. В. Шорохова. Занятия по этим программам строятся таким образом, чтобы для решения композиционных задач ребенок мог постепенно перейти от цвета к форме, от формы к ритму и далее [5, с. 50].

Очень интересна методика преподавания П. П Чистякова, педагога новатора, целью которого было «направить русское искусство по более просторному и широкому пути» [9].

Особое внимание в построении композиции П. П. Чистяков уделяет выявлению в каждом сюжете внутреннего содержания. Занятия композицией по системе П. П. Чистякова включали два основных раздела. В первом преследовалась цель выработать понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором размещение предметов создает то или иное напряжение. Если это напряжение не уравновешивалось в самой картинной плоскости, то нарушалась необходимая для правдивой передачи натуры замкнутость изображения, что вызывало бы чувство искусственности. Его упражнения, основной задачей которых было ознакомление с конструктивными особенностями организации картинной плоскости, предполагали поиски наилучшего композиционного построения и достижения целостности. решения

Второй раздел включает в себя работу над композициями с ясно выраженным жанровым содержанием. Они представляли собой скорее этюды с натуры, в которых художник мог что-то добавить или что-то опустить. Присутствовал момент составление сюжета. Благодаря этой системе обучения учащиеся могли наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, творческий потенциал.

Таким образом, рассмотрев методики преподавания станковой композиции мы склоняемся к тому выводу, что все современные методы обучения сюжетному рисованию, должны делать акцент на достижения предыдущих поколений преподавателей изобразительного искусства, поскольку их методы являются наиболее результативными и успешными. Успешная реализация методов преподавания станковой композиции будет зависеть от того, насколько эффективно в практической деятельности ими будут пользоваться современные педагоги.

 

Список использованных источников

 

  1. 1. Алпатов, М.В. Композиция в живописи и рисунке текст: учебное пособие / М.В Алпанов– М.: Просвещение, 2008.– 178с.
  2. Волков, Н. Н. Композиция в живописи: учебное пособие / Н. Н. Волков. – М. : Искусство. – 1977. – 143 с.
  3. Голубева, О.Л. Основы композиции: учебное пособие / О. Л Голубева –2–е изд. –М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. –120 с: илл.
  4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. кл.: Учеб. пособ. для учащихся пед. уч–щ по спец.№2001 «Преподавание в нач. кл. общеобразовательной шк.» / В. С.Кузин.– М.: Просвещение, 1984.–319с.

5.Неменский, Б.М. ред. и руковод. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими метод. рекомендациями: 3–е издание / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.– 141с.

  1. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев.– М.: Просвещение,1974. – 233с.

7.Юон, К.Ф. Об искусстве / К.Ф. Юон.-т 2.,М.:Сов.художник, 1959.-285 с

  1. Шорохов, Е. В. Тематическое рисование в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000024/st011.shtml (дата обращения 09.10.2023)

9.Чистяков, П.П. Методика преподавания композиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaneuch.ru/cat_04/pedagogicheskaya-sistema-pavla-petrovicha-chistyakova/95648.1561557.page1.html (дата обращения 12.10.2023)

Добавить комментарий