Формирование сценического образа посредством вокального искусства

ЗВЕРЕВА АННА АЛЕКСЕЕВНА

магистрант кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, ana2vereva@yandex.ru

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 

 Ключевые слова: музыка, слово, пение, актерское мастерство (мимика, жесты, звук, пластика), сценический образ, сценическая культура.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования сценического образа посредством вокального искусства.

 

Formation of a stage image through vocal art

  Zvereva Аnna Аlekseevna

graduate student Mordovan State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Parshina Larisa Gennadyevna

candidate of pedagogical sciences, associate professor

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Key words: music, word, singing, acting (facial expressions, gestures, sound, plastic), stage image, stage culture.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the formation of a stage image through vocal art.

 

Пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к  эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Вокальное искусство занимает особое место в современной музыке.
Голос — это особый природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На занятиях эстрадного вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением, осваивает основы вокального исполнительства, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, познаёт основы актерского мастерства, сценической речи. Вокальное пение занимает важное место в системе дополнительного образования и успешно развивается, вовлекая все больше детей, желающих заниматься творчеством.
Проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро, так как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей.  Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького артиста, способного стать проводником к сердцу зрителя.
Работа педагога заключается в использовании инновационных  технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства. Сценический образ артиста – это феномен синтетический, связывающий несколько видов искусств.
Достижение планируемых результатов предполагает решение некоторых задач:

— развитие сценической речи, образного мышления через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;

— стимулирование потребности к творческому самовыражению учащихся;

— развитие умения перевоплощаться в сценический образ;

— формирование мотивации к концертной деятельности;

— воспитание эстетического, художественного вкуса;

— совершенствование вокальной культуры исполнения;

— формирование социального опыта в процессе деятельности учащихся.

         Постепенное введение разнообразных форм, методов, синтеза искусства в процесс обучения приведет к решению проблем и высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию. На начальном этапе на занятиях могут применяться следующие методы:

Словесный — рассказ, беседа, лекция;

Наглядный — объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), показ плакатов с изображением нотного стана, скрипичного ключа и правописанием нот, карточки с обозначениями средств музыкальной выразительности, карточки с изображением ритмического рисунка, портреты композиторов, анкеты, кроссворды, ребусы, загадки, дидактические игры;

Репродуктивный — показ педагогом вокально-технических приемов;

Метод организации учебно-познавательной деятельности —   использование аудио- и видеоматериалов для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала, помогает увидеть художественное воплощение образа при исполнении вокального произведения. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.

Фонетический метод —  помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания.

Метод образного сравнения —  помогает детям в сравнивании различных образов звучания голоса, развивает умение отличать правильное звукообразование от неправильного и оценивать собственное исполнение, формирует навык самоконтроля.

На втором этапе обучения дети приобретают навык творческой импровизации, знакомятся с основами музыкальной грамоты. В процесс обучения внедряется проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация. Учащиеся путем самостоятельных размышлений могут неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.
Практикуется метод импровизации и сценического движения, который  помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.
На третьем и четвёртом этапах вводится навык двухголосного пения, при этом развивается диапазон голоса «а» малой октавы – «ƒ 2 » октавы, формируется умение петь в ансамбле, совершенствуется вокальная культура исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности учащихся. Этому способствует метод ансамблевого пения, помогающий научить детей слушать и уважать не только себя, но и других.
Современные педагогические технологии помогают строить процесс обучения по принципу сотрудничества педагога с учащимися, пробуждают их творческую активность и дают стимул к выполнению нестандартной, нешаблонной, а индивидуальной, креативной деятельности.
Технология индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.
Применение в педагогическом опыте здоровье — сберегающих технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа, игры-упражнения для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»).
Используются игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме «Сочини песню», вокальная импровизация, проговаривание и обыгрывание скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом — мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы-этюды коллективной пантомимы:
В результате использования технологий, методов в работе над сценическим образом, каждый учащийся проявляет себя как индивидуальность, творческая личность и гармонично себя чувствует в выбранном «амплуа». Сценический образ – очень важный момент для любого вокалиста. В работе над сценическим образом, на первом этапе необходимо изучить доступные элементы в музыкально-сценической деятельности: разбор содержания песни, средств музыкальной выразительности, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. Второй этап предусматривает работу над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения музыкально-художественного образа, предложенные детьми в ходе занятия. На третьем и четвёртом этапах ведётся полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.
Вокалист должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Создание образа для выступления – это трудоемкий, творческий процесс, тщательно отрабатываемый на каждой репетиции. В процессе работы над образом предполагается тщательная проработка таких элементов как качество вокала, манера исполнения с учетом драматургии музыкального материала, артистизм, пластика, сценический костюм и декорации.
Репертуар подбирается с учетом индивидуальных особенностей, возраста, и темперамента ребенка. Он разнообразен, охватывает многие музыкальные стили, жанры, направления. Подборке репертуара помогает — общение с композиторами нашей современности – это А.Ермоловым, А.Варламовым, В.Тюлькановым. Выбор композиций для исполнения на конкурсах, концертах рассматривается педагогом, при этом учитывается тематика конкурса и мероприятия. Дети успешно исполняют их на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и благодаря своему профессиональному вокальному и сценическому мастерству, они являются победителями, дипломантами, лауреатами.
Каждое концертное выступление должно анализироваться и обсуждаться с целью выявления положительных и отрицательных сторон в работе и их дальнейшего устранения. Видеозаписи выступлений позволят учащимся услышать и увидеть каждый момент исполнения. Успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и родителями. Всегда учитываются мнения родителей, их запросы. Они принимают активное участие в жизни коллектива: участвуют в разработке сценического образа ребёнка к каждому выступлению — подбирают аксессуары, оформляют сценические декорации, шьют концертные костюмы. Выявлена следующая динамика уровня удовлетворённости родителей учащихся организацией жизнедеятельности в детском коллективе.
Вывод: Построение учебного процесса с применением инновационных технологий и методов, синтеза искусств, направленных на формирование сценического образа, соответствует возможностям и потребностям детей. Личностно — ориентированный подход к каждому учащемуся раскрыл его как артиста, подчеркнул его индивидульность.

Воплощая сценический образ, учащийся становится художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей.

Добавить комментарий