ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

НОВИЧКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

магистрант, кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, setyevatanya@mail.ru

Аннотация: статья посвящена важности развития артистизма у старших дошкольников в ходе в дополнительном образовании (на примере музыкально-театрализованной деятельности

Ключевые слова: артистизм, музыкальное развитие, музыкально-театрализованная деятельность, дополнительное образование

 

THE IMPORTANCE OF DEVELOPING ARTISTISM IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION (BASED ON THE EXAMPLE OF MUSICAL AND THEATER ACTIVITIES)

NOVICHKOVA TATYANA NIKOLAEVNA

master’s student, departments of art and music education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, setyevatanya@mail.ru

Annotation: the article is devoted to the importance of developing artistry among senior preschoolers during additional education (using the example of musical and theatrical activities)

Key words: artistry, musical development, musical and theatrical activities, additional education

 

В настоящее время наиболее актуальна проблема комплексного и разностороннего воспитания ребёнка с раннего детства с целью формирования гармоничной личности с развитыми эмоциональным и эстетическим началами, формирования гармоничной личности с развитыми эмоциональным и эстетическим началами. Потери в эстетическом и творческом воспитании на начальном этапе обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных художественных ценностей мирового искусства, дети с легкостью принимают мнимые ценности.

Несомненно, основополагающей целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, поэтому творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель [4, с.111]. Так, активная музыкально-театральная деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у старшего дошкольника во время занятия положительные эмоции, тем самым стимулируя увлеченность ребенка познавательным процессом [6, с.126].

Наиболее ярким показателем творческого развития личности является артистизм. Детям старшего дошкольного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период развития артистизма считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство – самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующее внутренний мир человека.

Под понятием артистизма на начальном этапе в музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях мы подразумеваем не создание ребенком духовных ценностей, а его способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, а постепенно совершенствуясь и переходя на новую – более высокую – ступень исполнительского мастерства, ребенок уже будет способен показывать и свои [2, с.22].

Развитие артистизма основывается на личностных качествах каждого отдельно взятого ребенка, т.е. музыкальный руководитель должен использовать индивидуальный подход, а именно базируясь на психических, психологических и умственных способностях личности ребенка, развиваются качества, которые проявляются в эмоциональной отзывчивости, в саморегуляции, самообладании и культуре поведения.

Все дети от рождения артистичны, но природный артистизм необходимо развивать неотрывно от самого процесса музыкального воспитания: музыкального слуха, чувства ритма, техники исполнения, чистоты интонирования голоса, задания, выполняемые дошкольником на музыкальных занятиях в дополнительном образовании, необходимо строить так, чтобы они, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировали память, наблюдательность, интуицию, формировали внутренний мир ребенка.

Итак, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения с педагогом и сверстниками по поводу исполненного, то есть его восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений того, что было разучено на дополнительном занятии. В процессе занятий и концертной деятельности у детей развивается чувство сценического артистизма («чувство сцены») не в теории, а на практике. Формируется музыкально-эмоциональная культура поведения, которая и является основой их яркого сценического выступления [5, с.128].

Удовлетворение данной потребности осуществляется через концертные выступления, а концертные выступления, в свою очередь, служат отличным средством, основой развития артистизма.

Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе дополнительного образования обязательно должно проходить через самостоятельное исполнение, восприятие лучших образцов выступлений сверстников и наставлений педагога. Благодаря этому у ребенка появляется способность переживать эмоциональную сторону музыкального произведения, умение сопереживать и чувствовать глубину творческого замысла композитора [3, с.22].

У ребенка появляется музыкально-эстетическая отзывчивость, умение сопоставлять собственное эмоциональное состояние с эмоциональным настроем произведения.

Неотъемлемой частью развития артистизма является пластика. Ребенок с раннего детства должен осваивать музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ребенку выразить свое восприятие музыки, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения. Пластика позволяет ребенку раскрепоститься и освободиться от ненужных зажимов во время пения [1, с.128].

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Сейчас нет сомнений в  том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

 

Список использованных источников

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – Москва, 2009. — 128с.
  2. Гарипова, Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г. А. Гарипова. – Москва, 2002, – 22 с. – Текст : непосредственный.
  3. Коновалова С. А. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования : автореф. канд. пед. наук / С. А. Коновалова. – Екатеринбург, 2004, — 22с.
  4. Майковская, Л. С. Артистизм действий : художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта : учебное пособие / Л. С. Майковская. – Москва : Музыка, 2006. – 111с. – Текст : непосредственный.
  5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений / М. Д. Маханёва. – Москва : ТЦ Сфера, 2009. — 128с.
  6. Мигунова Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду : учеб. метод, пособие / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006. — 126с.

 

Добавить комментарий