Волшебная сила музыки

Борисова Людмила Ивановна

Студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Руководитель: Шишкина Светлана Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук

Введение

Ни для кого не будет секретом, что музыка крепко прижилась в жизни  каждого человека. С древнего времени человек считал себя частью природы. Он прислушивался ко всем звукам, которые его окружали, будь то пение птиц, шелест листьев или шум дождя. Пытаясь подражать этим звукам, люди старались выразить те чувства, что испытывали в момент единения с природой. Ничто не связывает с духовным миром людей так, как это делает музыка. Она следует за человеком на протяжении всей его жизни. Если подумать, то в музыке мы найдем традиции многих народов и поколений, обряды, обычаи. Все это является зеркалом русской души. С помощью музыки человек наиболее глубоко и полно мог выразить свои чувства, эмоциональные переживания, порывы души, настроение.
Цель:  изучить, как классическая музыка влияет на организм человека
Гипотеза: предположим, что при систематическом прослушивании классической музыки, на организм будет  оказываться благотворное влияние.
Объект исследования: классическая музыка
Предмет исследования: музыка В. А. Моцарта
Задачи:

  1. Найти разные источники о классической музыке для изучения.
  2. Изучить биографию В.А. Моцарта,  творчество, а также отличительные черты его музыки.
  3. Выявить музыкальные предпочтения и расширить музыкальный кругозор одноклассников младшего брата.
  1. Провести наблюдение и сделать выводы.
  2. Провести эксперимент и определить какое влияние оказывает

музыка на человека.

  1. Формировать интерес к миру искусства.
    Методы:
  2. Использовать источники в научной и художественной литературе и Интернет-ресурсах
  3. Наблюдение
  4. Анкетирование
  5. Эксперимент

Актуальность:
В современном мире музыка окружает человека со всех сторон, будь то реклама, художественный фильм, радио, магазин, спортзал и прочее. Только эта музыка, зачастую, не несет в себе какой-либо духовности и эстетики.  Она достаточно легко слушается и очень красиво подается своим слушателям.

Возникает вопрос, можно ли возродить интерес к классической музыке в современной реалии? Данный вопрос сейчас очень актуален.

А ведь классическая музыка прошла через века истории человечества. В каждом отрезке времени самые умные и сильные люди восхищались ей. Считается, что музыка обладает мощным воздействием на внутренний мир человека. Кроме того, ученые считают, что классическая музыка оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: усиливает энергию, воздействует на интеллект, улучшая при этом память.

Мы надеемся, что если вовлечь детей в мир классической музыки, то это станет важным этапом в становлении их личности, и мир искусства музыки будет сопровождать их всю жизнь.

Глава 1

  • О классической музыке

Классическая музыка является большим направлением в искусстве. Свой исток она берет ещё в средние века. Начнем с того, что в понятие «классическая музыка» вкладывается значение такой музыки, которая прошла через века. Пройдя такой длинный путь, эта музыка до сих пор осталась актуальной и сохранила свою часть аудитории. Хотелось бы отметить, что в то время данная такая музыка классикой не считалась, а была музыкой для развлечения. В давние времена менестрели и трубадуры, кочевали от замка к замку, развлекая их жителей театрализованными сценками с музыкальным сопровождением. Спустя время музицирование стало и обязательным атрибутом образованности аристократии того времени. Следующим моментом  хотелось бы отметить, что  классическую музыку определяют как музыку, которая возникла в определенный временной отрезок: вторая половина 18 начало 19 века, когда достигло своего пика популярности культурно-эстетическое направление, под названием «классицизм». Третий момент, есть типологический критерий определения классической музыки, который считается наиболее основательным. Классической называют академическую музыку, которая перенимает традиции европейской музыки 17-19 веков и следует им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их исполнения. К классике относится, в первую очередь, оперы, симфонии, сонаты. Хотелось бы отметить, что преемственность традиций соблюдается далеко не всегда. Существуют авангардные течения академической музыки 20 века, которые противоречат традициям, но считаются классическими.

 

1.2 В. А. Моцарт: биография, произведения

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве.Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.В биографии Моцарта важно отметить, что музыкальный талант великого композитора был обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.Следующие несколько лет (1770–1774 гг.) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

С 1775 по 1780 год плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит упомянуть, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

1.3 Волшебная сила музыки В. А. Моцарта

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта воздействует на людей самым благоприятным образом. Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. В разных странах проводилось большое количество экспериментов, связанных с музыкой этого композитора. Результаты, говорят о том, что гармоничная, светлая и достаточно простая музыка Моцарта способна оказывать сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Проводились эксперименты с детьми, которые длились в течение двух лет непрерывно. Результаты показали, что у этих детей улучшились способности к пространственному мышлению. А самое главное, этот эффект со временем не пропадал. Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником эксперимента, проведенного российскими психологами. Ученые попросили воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее животное. Затем, изучали характер этих рисунков и определяли, какое настроение вызывала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка в тот момент. Оказалось, что при звучании музыки Моцарта, на детских рисунках были изображены милые и безобидные животные (наподобие Чебурашки). Когда была включена рок-музыка, дети рисовали страшных и пугающих животных с огромной пастью, страшными клыками и длинными когтями.

Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Достаточно пяти минут, чтобы у слушателей заметно увеличилась концентрация внимания. Музыка Моцарта, как никакая другая, способна оказывать огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. В клиниках Швеции роженицы слушают музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она способствовала для резкого снижения в своей стране ранней детской смертности. Многие специалисты считают, что музыка Моцарта поможет избавиться от любых душевных проблем, способна улучшить речь и слух. Если во время еды ежедневно прослушивать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением. В этой музыке присутствует обилие звуков высоких частот, что делает её наиболее целебной среди всей классической музыки. Голландцы стали увеличивать надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится лучше, пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. Студенты успешнее осваивают материал и сдают экзамены, если при подготовке к ним они слушают музыку Моцарта.

Феномен музыки Моцарта объясняется тем, что вибрация наших здоровых нейронных клеток и вибрации его произведений совпадают. Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергией.

Произведения Моцарта поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта – само Совершенство!..

В заключение хочется отметить, что музыка – самое безопасное профилактическое средство. Она не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Она показана всем без исключения. Это то средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда.. В человеке заложено стремление к прекрасному, духовному. Музыка позволяет услышать самого себя, обрести гармонию с природой, окружающей жизнью. Поэтому так необходимо каждому из нас познавать подлинную музыкальную культуру.

 Глава 2

В ходе исследования было проведено анкетирование учеников 4-го  класса, где спрашивалось об их отношении к музыке и музыкальных предпочтениях. (Приложение 1).

Результаты показывают, что музыку слушают все, без исключения – это 100% опрошенных. Но, большая часть ребят в приоритете ставят современную музыку – это 89%, 11% – классическую. Ребята разделись во мнении о влиянии музыки на людей и животных. Однако, большая часть считает, что музыка может оказывать влияние как тех так и на других.

Поскольку целью нашего исследования стало изучение влияния классической музыки на организм человека, мы решили провести эксперимент. В эксперименте принимали участие ученики 4 «А» класса. Класс разделили на две группы. Первая группа ежедневно слушала классическую музыку В. А. Моцарта, вторая – современную. Эксперимент длился две недели. В конце эксперимента ребята выполняли задание, которые должны были выявить работу основных мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. (Приложение 2) Было очень интересно узнать, какими же будут результаты. Результатами все были удивлены. Оказалось, что та группа,  которая слушала именно классическую музыку, выполнила все задания лчше. С заданием, где нужна была концентрация внимания, первая группа справилась на 60%, вторая – на 40%. Задание на запоминание первая группа выполнила на 42%, вторая – на 38%. Задание, где нужно было проявить логическое мышление, для первой группы почти в два раза вызвало меньше затруднений, процент выполнения 41, для второй – 22. И последнее задание, в котором нужно было проявить воображение, первая группа снова выполнила лучше, это 54%, вторая – 45%.

Мы можем сделать вывод, что музыка действительно может оказывать определенное воздействие на организм человека. Вопрос лишь в том,  какое? Как показывают наши исследования, классическая музыка В. А. Моцарта улучшает мышление, воображение, запоминание, увеличивает концентрацию внимания.

Кроме того, наблюдая за домашним питомцем – котом Феликсом, можно говорить о том, что классическая музыка оказывает благотворное влияние и на животных. Наблюдения за котом длилось так же на протяжении двух недель. Животное с первых нот по-разному проявлял реакцию на классическую музыку В. А. Моцарта и рок-музыку.  Так на классику сначала вообще не было реакции. Спустя время, кот начал прислушиваться к музыке, искать источник, откуда шли звуки. Вскоре Феликс стал более спокойным и покладистым котом. Реакция на рок-музыку – агрессия, испуг. Как только начинала звучать музыка, кот убегал, прятался. Вскоре поведение кота ухудшилось: стал кусаться, царапаться, впоследствии грызть предметы и агрессивно реагировать на людей. Также ухудшился аппетит. Мы решили отменить любое музыкальное прослушивание. Через несколько дней мы снова включили рок-музыку, кот забилась в угол. После того, как включили знакомую мелодию В. А. Моцарта, кот позволил взять себя на руки, успокоился и заснул.

 

Заключение

  1. Во время изучения разной информации о классической музыке выяснилось, что это является большим направлением в искусстве, а так же узнали разном трактовании ее понимания.
  2. При изучении биографии и особенности творчества В. А. Моцарта, сделали вывод, что музыка этого композитора способна оказывать сильное положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.
  3. Гипотеза о благоприятном влиянии музыки Моцарта на организм человека была подтверждена результатом эксперимента
  4. Наблюдая за животным выяснили, что классическая музыка способна успокаивать его.
  5. Данные материалы можно использовать во время уроков, во внеурочной деятельности и в работе психолога.

  Список используемой литературы

  1. Блаво Р. /Исцеление музыкой/ М., С-Петербург, Питер, 2003
  2. Выпуск новостей /Первый канал/ Архив 18.01.2010
  3. Газета /Завтра/ Архив: сентябрь, 2008
  4. Карпенко Л. А. /Энциклопедический словарь в шести томах/ А. В. Петровкий – М: ПЕР СЕ, 2005
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. /Словарь по педагогике/ Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2005
  6. Ловягина С.А. /Проснись и пой!/ Липецк: МУ ИМЦ, 2006
  7. Мельников Л.Н. /Цвет плюс музыка/ Труд, 1987
  8. Петровский А.В. /Словарь / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990
  9. http://blog.pobedinedug.ru/view_post.php?id=39
  10. http://www.health-music-psy.ru
  11. http://www.amur.info
  12. http://www.global-project.ru/mozart/

Добавить комментарий