Ценности музыкальной культуры

Середнева Ангелина Сергеевна

Студентка группы ПДМ-120

Руководитель проекта: Кобозева Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева

В современном обществе, которое находится в стадии политических, экономических, социальных и культурных преобразований, система школьного образования проходит существенное обновление. Гуманизация и демократизация образования являются ключевыми аспектами этого процесса, где акцент делается на овладении культурой. Важной задачей становится формирование музыкальной культуры учащихся, которая играет не только эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и является основой для последующего развития личности.

Таким образом, можно подчеркнуть, что система музыкально-эстетического воспитания в школе, как и любая другая, отвечает определенным социальным потребностям и имеет свою цель в конкретно-историческом контексте.

Исходя из многолетнего опыта педагогов и перспектив дальнейшего развития, интерес у практикующих педагогов сегодня направлен на определение понятия и сущности школьного музыкально-воспитательного процесса, его психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры детей. Философы, культурологи, социологи, психологи и педагоги активно изучают проблему развития музыкальной культуры.

Очевидно, что роль искусства и музыкальной культуры в обществе и жизни отдельного человека становится все более значимой. Это подтверждают работы таких авторов, как Б. В. Асафьев, К. Д. Ушинский, В. Н. и С. Т. Шацкие, Н. Л. Гродзенская, М. С. Каган и других.

Психологические аспекты развития и формирования музыкальной культуры школьников были исследованы Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Г. С. Тарасовым и другими учеными. Исследования психологов сосредоточены, прежде всего, на изучении внутренних механизмов этого процесса.

С точки зрения системного подхода, развитие музыкальной культуры взаимодействует с художественной культурой, как были показано в работах М. С. Кагана, К. И. Тиященко, Ю. А. Лукина и других. Одни ученые рассматривают музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры, в то время как другие рассматривают ее как слой, находящийся между материальным и духовным слоями в деятельностной структуре.

Некоторые аспекты музыкальной культуры, связанные с уроками музыки и мировой художественной культурой, освещены в работах А. Б. Абдулина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. В. Горюновой, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Терентьевой, Л. М. Предтеченской и других авторов.

Цель  – определить сущность ценности музыкальной культуры.

Задачи:

  1. Выявить сущность и дать определение понятиям «ценность», «музыкальная культура»;
  2. Изучить особенности понятия «музыкальная культура» и определить из чего она складывается;

Объект исследования —   досуг детей и молодежи.

Предмет- процесс приобщения детей и молодежи к ценностям музыкальной культуре.

Гипотеза- приобщение к ценностям музыкальной культуре будет проходить наиболее эффективно, если реализовать на базе культурно-досуговых учреждений.

Методы исследования:

1)изучение, анализ и обобщение литературы,

2)наблюдение,

3)эксперимент.

Глава 1 Теоретические обоснования «Ценности музыкальной культуры»

1.1Теоретические основы понятий исследования «ценность», «музыкальная культура»

Для того, чтобы понять само выражение «ценности музыкальной культуры», нам нужно осмыслить такие понятия как «ценность» и «музыкальная культура».

Под словом «ценности» понимается: Важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Человек, как разумное и сознательное существо, стремится к определенным ценностям, касающимся физической, психической, духовной и социальной сфер жизни. Они позволяют человеку интегрально развиваться и реализовывать свои жизненные устремления. Ценности определяют наше отношение к людям и вещам. Они проецируют эмоциональные состояния и влияют на самооценку. Вопрос жизненных ценностей, их системы и иерархии является центральной темой в попытках понять психику и поведение человека, а также предметом исследований многих социальных дисциплин, в том числе и психологии.

Это всё, что является важным и ценным для личности и общества, что достойно желания, что сочетается с позитивным опытом и одновременно представляет собой цель человеческих стремлений. Проще говоря, ценность – это объект вожделения, то, что желанно человеком и является целью его жизни.

Наша система ценностей формирует нашу идентичность. Ценности определяют отношение к людям и вещам, влияют на эмоциональное состояние и самооценку.

Музыкальное культурное образование нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального творчества.

Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

1.2Творческая деятельность  в образовательном процессе

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Для достижения этой цели необходимо правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность учащихся в начальной школе.

Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает необходимое условие организации творческой деятельности младших школьников, зависящее, в первую очередь, от педагога. М. Н. Скаткин выделил следующие способы активизации творческой деятельности: проблемное изложение знаний, дискуссию, исследовательский метод, творческие работы учащихся, создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в творческой деятельности, как и в любой другой, необходимо помнить о том, что учащийся, как правило, стремится к решению максимально трудных для него задач.

Это помогает реализовать второе условие, предъявляемое к творческой деятельности, выдвинутое Немовым Р. С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка. Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность на данной ступени развития общества является очевидным.

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.

Глава  2 Практическое обоснование проблемы

2.1 Изучение музыкальных ценностей в современном мире

На своих одногруппницах я провела анкетирование, чтобы выяснить их мнения, насчет того, важны ли ценности в музыкальной культуре. Анкета содержала следующие вопросы:

1.Считаете ли вы , что музыка должна нести какой-то смысл ?

  1. Слушаете ли вы музыку, когда что-то делаете? Если да, то какие чувства или действия она у вас вызывает?
  2. Анализируете ли вы слова музыки? Что они у вас вызывают?
  3. Какие музыкальные жанры вы предпочитаете?

Анализ

1.Из 7 опрошенных – 100% считают , что музыка должна нести смысл.

  1. Из 7 опрошенных – 100% включают музыку, когда занимаются своими делами. Музыка дает им мотивацию заниматься спортом, вдохновение на художественную деятельность, настроение для хобби.
  2. Из 7 опрошенных – 85% делают так, а 15% нет. Вызывают гордость, счастье, переживание, восхищение от прослушанной музыки.

4.Из 7 опрошенных – 42% предпочитают эстрадную поп-музыку, 15% – рок, 43% не имеют любимого жанра.

На основе результатов опросов были получены следующие данные:

1 Музыка должна нести за собой посыл, мысль в тех или иных произведениях.

2 Все, кто включают музыку , наслаждаются ею, она их мотивирует что-либо делать. Сильно влияет на продуктивность дела.

3 Большинство опрошенных анализируют слова. Они начинают больше разбираться в значении данной музыки, понимают всю суть написанной ею слов.

  1. Большую часть опрошенных слушают музыку, где понятны слова и смысл этой композиции.

 

2.2 Формирование ценностей через музыкальную культуру

Формирование у учащихся системы ценностей посредством приобщения к ценностям культуры, в том числе и музыкальной, становится их ориентацией в мире с его проблемами, в преобразовании этого мира, соответствующего идеалам жизни, достойной человека, критерием для оценки результатов деятельности.

Очень важно, чтобы в системе ценностных ориентаций школьников, ценность «человека» осознавалась во взаимосвязи с ценностью культуры, в процессе освоения которой и происходит осознание и понимание человека, мира его ценностей .

Воспитываемое искусством эстетическое отношение к жизни играет огромную роль в формировании убеждений человека, влияет на его поведение и доставляет духовное эстетическое наслаждение. В области эстетической школьники вырабатывают для себя общие идеальные представления о прекрасном и безобразном прежде всего в поведении, поступках, одежде. Нравственные и эстетические идеалы органически сливаются.

Все духовные ценности человека облачены в форму прекрасного. Там, где для человека кончается эстетическое переживание своего отношения к явлениям общественной жизни и природы, там, порой, начинается цинизм, зло, жестокость, духовный распад личности. Точно так же нет ненависти к врагам без отвращения к безнравственному и безобразному в их деятельности .

Таким образом, важное проявление социальной функции искусства состоит в том, что оно обеспечивает людям возможность познания, постижения эстетического начала в общественной жизни и природе, источника духовного богатства.

Воспринимаемый и свободно принимаемый, отвечающий настроениям и взглядам образ искусства оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многогранные сложные переживания. Процесс таких переживаний не является чисто интеллектуальным. Он насыщен чувством радости и огорчения, восторга и печали, великодушия и гнева, любви и долга. В результате человек не только осознает, по и глубоко чувствует объективный смысл, заложенный в художественных произведениях.

Основная цель обращения человека к художественной культуре, искусству состоит не столько в приобретении знаний, сколько в формировании ценностного сознания человека, духовно-творческом становлении личности.

Ценность искусства, как явления духовной культуры, состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает мир целостно, в многообразии жизненных проявлений законов мира и представлено единством Истины, Добра и Красоты. Формирование духовных основ предполагает осознание ребенком единства, лежащего в основе окружающей действительности. Оно включает в себя приобщение школьников к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности.

 

Заключение

Развитие у учащихся потребности общения с искусством, формирование музыкально-ценностных ориентаций является существенной стороной эстетического воспитания. Эстетическая потребность исполняет роль исходного импульса эстетической деятельности, которая в своем дальнейшем протекании обусловлена уровнем эстетического отношения к искусству. Эстетическое отношение к искусству, сформированные ценностные ориентации отражаются в эстетической оценке произведения. Конкретизируясь в определенных проявлениях художественного интереса. На основе потребностей развиваются позновательные интересы.

Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый человек по — своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому — либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

Список использованных источников

1) Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения и общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. — М: Просвещение, 1983. — 112 с.

2) Алиев Ю, Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта/Ю. Б. Алиев. — М.: Гуманит. над, центр Владос, 2000. — 336 с.

3) Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 3-е изд-е. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.

4) Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 207 с.

5) Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-8 классы / Д. Б. Кабалевский. — М.: Музыка. — 184 с.

Добавить комментарий